Вениамин Смехов: «Доброе имя лучше хорошего масла»

Вениамин Смехов говорит
фото: Площадь Свободы

Атос всех времен и народов комментировал картины стихами.

Традиционный благотворительный вечер Волжской картинной галереи с отчетом о проделанной за год работе состоялся, что также стало традицией, в зале театра «Колесо». Среди закупленных в фонды музея собраний актуального реализма работ было отобрано пять. Почему именно пять? Вероятно, потому, что мероприятие завершилось первым показом премьерного спектакля «Пять вечеров», поставленного московским режиссером Василием Мищенко по знаменитой одноименной пьесе Александра Володина.

театр колесо пять вечеров
фото: Площадь Свободы

Дать свою оценку картинам было предложено гостю праздника, знаменитому актеру театра и кино, режиссеру, писателю и, конечно же, мушкетеру Атосу – Вениамину Смехову. И это совершенно новая традиция, возможно, именно в этот воскресный день пустившая свои корни в тольяттинскую землю.

Перед началом встречи учредителя ВКГ, президента банка «Глобэкс» Виталия Вавилина и Вениамина Смехова со зрителями и собственно знакомства с шедеврами состоялась пресс-конференция с актером. Он немного опоздал, но тут же извинился:

– Я встречался с детьми из семи городов России на фестивале «Волга ЮнПресс», они задавали вопросы, я отвечал. Я там очень нагрелся, они очень такие «приемистые», хорошо слышат и слушают…

Потом Вениамин Борисович, по его словам, посетил автотрек клуба «Лада-Спорт», по поводу чего вспомнил, как «честным актерским трудом заработал на свою первую машину «Жигули» за 5500 рублей». Еще актер вспомнил один свой давний визит в Тольятти, когда он встречался с Владимиром Каданниковым, который оказался очень похожим на близкого друга Смехова – барда Юрия Визбора.

– Я был здесь дважды, но не в Тольятти. Это был 1961 год, я знал слово «Ставрополь» и знал, что один из ведущих педагогов нашего театрального института – Иван Иванович Ставицкий – был здесь арестован за то, что очень сильно боролся за создание Советского Союза. Зачем он это делал, не знаю, но в тюрьме он посидел с удовольствием.

Я начинал работать в Куйбышевском театре драмы у Петра Монастырского, но на всю жизнь остался учеником Николая Николаевича Засутина, великого русского артиста. Это был образец классического русского артиста – человека, рыбака, волжанина.

Вениамин Борисович рассказал, что он был включен без собственного ведома в число кээспешников (КСП – клуб самодеятельной песни, сегодня говорят – бардовской. – Авт.), однако почему-то скромно умолчал о том факте, что лично причастен к первому триумфу Владимира Высоцкого, состоявшемуся в том же Куйбышеве в те же 60-е годы.

Зато не забыл в связи с нынешним приездом поговорить о Грушинском фестивале, о «богах этого жанра» – Высоцком, Окуджаве, Киме, Визборе.

– В прошлом году по приглашению Евтушенко мы были здесь, на Федоровских лугах с поэтическим спектаклем-концертом артистов Театра на Таганке. Мы с ним объездили уже почти всю Россию, были в Париже, на днях – в Минске. Это поклон нашей любимовской команде.

Давно нет фактически Театра на Таганке, это слово ассоциируется сегодня со скандалом. Но был золотой век Таганки, это было счастье… Так называется книга, которую я привез в Тольятти.

По поводу собственной фамилии в преддверии Дня смеха Вениамин Борисович тоже высказался:

– Мне достается за чувство юмора от режиссеров смолоду. Они порой несправедливы, они все диктаторы, кроме, конечно, Петра Фоменко – это святой человек, у которого юмор – через край.

– Почему вы отказались от звания народного артиста? – спросили актера.

– Юные журналисты тоже об этом спрашивали. Не от чего было отказываться. Звания не было, а когда наступили новые времена, заработала формула Экклезиаста: «Доброе имя лучше хорошего масла». Михаил Александрович Ульянов, будучи главным режиссером Театра имени Вахтангова, говорил: «Я отменяю звания». Один из самых обожаемых мною личностей в искусстве Олег Павлович Табаков расписался как-то в книге почетных гостей в Ялте в домике Чехова. В ней какие-то малоизвестные фамилии были буквально погребены под многочисленными званиями – это же книга ПОЧЕТНЫХ гостей! И тут же – просто «Алла Демидова» и «Олег Табаков». Правда, приписано «артист МХАТа»…

Картины, предложенные Смехову для комментирования, были представлены на сцене «Колеса» учредителем Волжской картинной галереи и президентом банка «Глобэкс» Виталием Вавилиным. Начал он с того, что в каждом из значительных художественных музеев есть свой главный шедевр, посмотреть на который приезжают ценители искусства со всего мира. Все знают, что главная жемчужина Лувра – «Мона Лиза», а Русского музея – «Бурлаки на Волге». Каждый ученик среднего класса на вопрос, что ему больше всего запомнилось в Третьяковке, ответит: «Три богатыря».

Кто знает, может, один из шедевров, пополнивших в минувшем году собрание актуального реализма Волжской картинной галереи, станет магнитом для знатоков прекрасного и туристической изюминкой Тольятти?

Итак. Картина уроженца Самары Филиппа Малявина «Стригаль» – портрет женщины, занимающейся тяжелым физическим трудом, стрижкой овец. Начало прошлого века, стиль – реализм, колорит картины сдержанный, в отличие от многих прочих, выполненных художником, портретов русских женщин в ярких праздничных нарядах.

Пейзаж «Жатва» написан Константином Горбатовым, ставропольчанином, который закончил свою жизнь в Берлине в мае 1945 года. Остался паспорт гражданина СССР и работы, которые создали художнику славу русского импрессиониста.

Картина «Переправа» Евгения Додонова скорее в стиле кубизма, нежели реализма. Годы эвакуации во время войны наложили отпечаток на его творчество – жесткие изломанные контуры, явное страдание в позах тел. Не зря его сравнивали с Пикассо.

«Бакенщин Михаил Петрович» Андрея Тутунова – самый заурядный, вроде бы, портрет. Не герой Соцтруда в медалях, а обычный работяга, краски тусклы, поза обыденна.

И, наконец, резко отличающаяся от предыдущих работ и вообще отношения к реализму совсем будто не имеющая – «Государство» Максима Кантора. Огненная спираль, вихрь, в который вкручены искаженные человеческие лица. Год написания – 1991-й.

Что можно сказать об этих работах? Как их можно прокомментировать, не будучи профессиональным искусствоведом? Актер и литератор Вениамин Смехов нашел способ – стихи. Гумилев, Лермонтов, Маяковский, Твардовский. Редко прямо иллюстрирущие визуальное изображение, скорее основанные на тонких ассоциациях. Если «Переправа» – то Твардовский, за чтение его стихов Смехов еще в восьмом классе получил первое место на конкурсе чтецов. А к гордой позе «Стригаля» неожиданно подошло иронично-нежное стихотворение Николая Гумилева «Индюк».
Завершением этого долгого вечера стала премьера спектакля «Пять вечеров». Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году, рассказывает о непростом и долгом – целых пять вечеров – пути двух разъединенных войной людей, мужчины и женщины, к простому человеческому счастью. В главных ролях задействованы ведущие актеры «Колеса» Елена Радионова и Андрей Амшинский. Московский режиссер Василий Мищенко признался, что с большой ответственностью отнесся к постановке этой не теряющей актуальности вещи:

– Я не старался особо удивлять зрителя. Я был знаком с Володиным, он удивительно тонкий поэт. Поэтому в спектакле звучат его стихи и появляется сам автор, его играет Виктор Дмитриев.

Спектакль смотрелся на одном дыхании, несмотря на незамысловатый сюжет пьесы. Актеры работали с полной отдачей, и, очевидно, не только маститый режиссер получил удовольствие от успешной работы с труппой театра «Колесо»…

Вениамин Смехов говорит
фото: Площадь Свободы

Нина Иванова, газета “Площадь Свободы”