Вчерашняя школьница о своих впечатлениях от сдачи ЕГЭ

Новости Тольятти augustnews.ru

У нескольких тысяч остался позади ЕГЭ (Единый государственный экзамен) – самый важный этап в жизни молодых людей. Одно только название заставляет содрогнуться. Об атмосфере на экзамене, изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ и своих впечатлениях рассказывает вчерашняя школьница.

Забег на короткую дистанцию

Я сдавала экзамены по трем предметам – литература, русский язык и математика. Причем с промежутком в два-три дня: 25 мая, 28 мая и 1 июня. Неоспоримый плюс такого недельного марафона в том, что все лето у меня свободно, тогда как некоторые мои (уже бывшие) одноклассники пишут ЕГЭ аж до середины июня. Правда, за эту неделю у меня не осталось ни моральных, ни физических сил. Распорядок был таков: прихожу с экзамена, отдыхаю, отвлекаюсь, отсыпаюсь и следующие два дня усиленно готовлюсь. На это время можно забыть про еду, полноценный сон и встречи с друзьями: кусок в горло не лезет, заснуть толком не получается, да и видеть никого не хочется. И это при том, что я заблаговременно пропила курс успокоительных.

«Я буду кашлять каждый час…»

Самым сложным и нервным был первый экзамен. Нас, сдающих в тот день литературу, зачем-то слишком рано привели в аудиторию, и мы битый час сидели в ожидании чуда. Немного не повезло и с «сокамерниками». Организаторы наотрез отказались поддерживать с нами диалог, и некоторым (особенно разговорчивым) пришлось справляться самостоятельно. Например, парень, который в тот день страдал дефицитом общения, постоянно вертелся и то и дело пытался шутить, чтобы, как он говорил, «разрядить обстановку». Остальным было не до шуток, и в итоге впередисидящая девочка рявкнула:

– Да закрой ты рот!

Хватило выпускника ненадолго. Пока не принесли КИМы (контрольно-измерительные материалы), он и не подумал молчать.
Неприятным сюрпризом оказалось и то, что во время экзамена не у всех была возможность следить за временем. Мне досталась последняя парта третьего ряда от окон, а часы висели над дверью. Естественно, посмотреть на них я не имела ни малейшей возможности.

– А мне часы не видно, – обращаюсь к организаторам.

– Не волнуйтесь, мы будем говорить, сколько времени. За час до окончания экзамена, за 30 минут и за 15 – все по инструкции, – успокаивают они меня.

– Но этого же мало.

– Это не наш кабинет, поэтому перевешивать ничего не будем.

– А я могу у вас спрашивать, сколько времени?

– Нет. Еще раз повторяю – все по инструкции.

В итоге договорилась с выпускницей, которая была в более выгодном положении, что каждый час она будет кашлять. Кое-как выкрутились.

Пусть будет шоу

Что касается порядков на ЕГЭ, то они, на мой взгляд, довольно жесткие. С бутылки воды заставляют снять этикетку (а то вдруг подсмотрим, как пишется слово «гидрокарбонат»!), а шоколадки нужно положить в файл. Нетрудно представить, во что превратится шоколадка за 4 часа на тридцатиградусной жаре. Однако по неизвестным мне причинам кто-то спокойно проходил с нетронутой бутылкой и нормально обернутой шоколадкой.

Еще нас везде досматривали металлоискателями. На одних ППЭ (пунктах проведения экзамена) – ручными, на других – рамочными. «Пищали» – обувь, украшения, ремни. Особенно не повезло школьникам, которые учатся в кадетских корпусах. Их форма, которую они обязательно надевают на экзамен, предусматривает металлические элементы, а потому им каждый раз приходилось раздеваться чуть ли не догола (пока за ними в очереди стояли еще десятки выпускников).

Школьники писали под прицелом камер, изображение с которых транслировалось на ноутбук, стоящий в кабинете. Организаторы, читая инструкцию, вставали на приклеенный к полу лист бумаги, как в дешевых телешоу. Это для того, чтобы их лица были видны в камерах. Вообще учителя, кажется, волновались больше нас – не дай бог сделают что-то не по правилам.

Когда мы сдавали ЕГЭ по математике, педагоги в аудитории очень долго совещались, стоит ли отпускать нас в туалет перед началом экзамена только потому, чтоб этом ничего не было написано в инструкции:

– Вот начнется экзамен, тогда пойдете. Все надо было делать заранее.

Правда, в итоге здравый смысл восторжествовал, и желающих выйти все же отпустили.

Дождаться и не умереть

Что касается результатов экзаменов, то с ними отдельная история. Их обещают прислать через десять дней после испытания, в течение которых можно поседеть от переживаний.
Результаты литературы грозились прислать 3 июня. Но не прислали. Утром 4 июня, когда вот-вот должны были быть известны баллы, у меня со странной периодичностью стали выпадать волосы, от звонка классного руководителя заложило ухо, и то и дело подкатывала тошнота.

С результатами математики профильного уровня дела обстояли хуже. Их должны были опубликовать еще 14 июня, но де-факто получилось позже – 16.

– Дайте, я посмотрю на свою «двойку», – паниковала в преддверии результатов Елена, выпускница одной из самарских школ.

Однако даже с задержкой узнать баллы удалось не всем. Моему однокласснику крупно не повезло: его фамилии не оказалось в бумаге с результатами. То ли слух об утере работ оказался реальностью, то ли имеет место техническая ошибка. Последнее вполне вероятно и поправимо, поскольку во время ЕГЭ по математике не всем хватило бланков ответа №2.

– К нам подошла администрация ППЭ, – вспоминает Евгений, ученик самарской школы №121, – и сказала, что если бланков ответа не будет, то придется пересдавать в резервный день. Кому это надо? Но мы все-таки получили бланки, хоть и спустя два часа. Хорошо, хоть экзамен продлили.
Справедливости ради надо заметить, что ЕГЭ прошел без эксцессов.

Зачем фольга?

За сутки перед ЕГЭ по литературе у меня проявилась тяга к суевериям, и я решила не мыть голову. Еще перед одним из испытаний я положила монетки под пятку. Правда, нас сразу предупредили, что их нужно будет выложить, когда мы будем проходить через рамки металлоискателей, но разрешили оставить при себе.

Некоторые выпускники, не надеясь на собственные силы и народные приметы, решили пойти дальше и пронести телефоны. Одного такого умельца поймали на входе в ППЭ и заставили выложить гаджет. Его счастье, что дальше дело не пошло. Другие школьники оказались немного хитрее и завернули мобильники в фольгу. Об их судьбе, увы, ничего не известно.

А вот тем, кто пошел протоптанной дорожкой и взял обыкновенные бумажные шпаргалки, повезло. Туалеты во время экзамена были завалены этими клочками. Уборная превратилась в своеобразный пункт обмена информацией между школьниками. Металлоискатели здесь бессильны.

На самом деле, не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Да, атмосфера нервная и угнетающая, но это можно пережить. Как нас успокаивала одна дама в аудитории, в жизни будут и другие, более важные испытания, нежели тестирование знаний.

Задания на экзамене средней сложности. Как только выпускник получает КИМы, он, с головой погружаясь в тесты, забывает бояться и начинает спокойно работать. В стрессовой ситуации мозг выдает всю информацию, которая к нему когда-либо поступала. Главное – рассчитать время.

Исключение – ЕГЭ по математике профильного уровня. Задания там оказались не под силу выпускникам: многие «завалили» экзамен: по словам экспертов, в испытания включили темы, которые проходят в университете.

Людмила Лысогорова, учитель математики:

– Задания ЕГЭ по математике в сравнении с демонстрационным вариантом были сложнее. Однако с точки зрения математики как науки они вполне решаемы. Да, трудным оказалось бывшее С3 – примеры с неравенствами. Довольно интересно решались и задачи на стереометрию и планиметрию. Хотя задачи с параметром были хорошие, мне даже понравились (смеется). Мои ученики справились неплохо – в среднем на 68 баллов.

Олег Бубнов, врач-педиатр, кандидат медицинских наук:

– Уменьшить стресс ребенка во время экзамена нельзя. Стресс есть стресс. Надо за месяц нормализовать режим дня, активнее заниматься спортом, чаще выходить на свежий воздух. Во время ЕГЭ не надо пытаться уменьшить волнение, это может негативно сказаться на результатах экзамена.

Виктория Ильина, мама выпускника, психолог:

– Я волновалась больше сына. И сама пила успокоительные, и сыну давала. Даже клала ему монетку под пятку (смеется). Во время каждого экзамена не находила себе места, еле дожидалась, когда ребенок позвонит и скажет, как у него дела. Я считаю, такая проверка знаний нерациональна. Она разрушает психику детей. Нужно искать более гуманные способы экзаменации.

Илья Маслов, инженер-физик:

– Для решения ЕГЭ не нужна смекалка: КИМы унифицированы, на них можно «натаскать» выпускников. А вот олимпиады куда важнее. Благодаря нестандартности заданий, победа в олимпиаде зонального уровня играет большую роль при поступлении. Но к ней намного сложнее подготовиться.

фото: Самарские известия

Мария Шестерикова, “Самарские известия”