Дать однозначную оценку итогам работы ВАЗа за прошлый год очень сложно. Завод работал, хотя избежать вынужденных простоев не удалось, зарплату люди получали, хоть и не такую высокую, какую хотелось бы.
Что касается проданных автомобилей, то их за год набралось 266 тысяч. С одной стороны, мало (в лучшие времена реализовывали в три раза больше), а с другой – превышены показатели 2015 года, так что есть небольшой повод для оптимизма. На днях мы снова встретились с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым, чтобы обсудить последние события и поговорить о перспективах завода, причем начать решили именно с объемов продаж.
– Считать можно по-разному, – сказал Юрий Кузьмич. – За прошлый год альянс «ВАЗ-Рено-Ниссан» продал в России 477 тысяч 279 автомобилей, что составляет ровно треть всего рынка. На втором месте «Хендэ-КИА» (294 тысячи), а на третьем – «Фольксваген» (156). То есть можно трубить о неоспоримом лидерстве по продажам, но ведь не стоит забывать о том, что по сравнению с 2015 годом объемы реализации нашего альянса уменьшились почти на 8 процентов. Кроме того, называя цифру в 266 тысяч проданных автомобилей, на Волжском автозаводе немного лукавят. Ведь они считают и ту продукцию, которую уже отгрузили дилерам (по предоплате), но те еще не нашли покупателей.
– И сколько может быть таких машин, которые якобы проданы, но по факту стоят на дилерских площадках?
– Примерно два процента. Это 5-6 тысяч автомобилей. То есть вы понимаете… Можно манипулировать цифрами так, чтобы показать свое лицо красиво.
– Впервые в истории отечественного авторынка первое место по количеству проданных за год автомобилей заняла не отечественная модель, а иномарка – «Хендэ Солярис» (более 90 тысяч штук). Как стоит относиться к этому? Руководство ВАЗа отреагировало достаточно спокойно.
– Наша «Гранта» уступила совсем немного, однако за год потеряла в объемах продаж сразу 27 процентов. Основную причину вижу в ценовой политике, ведь себестоимость вазовских моделей подняли, заложив в нее часть затрат на производство иномарок. До сих пор эта тема является на ВАЗе коммерческой тайной. Как результат, цена повышается, а народ всё чаще обращает внимание на иномарки.
Вот нам говорят о низкой покупательской способности россиян, а ведь это неправда. У меня есть данные, согласно которым за прошлый год жители нашей страны потратили на покупку новых автомобилей 1,8 триллиона рублей. А теперь внимание: на иномарки – 1,6 триллиона, а на российские – всего 200 миллиардов. Получается, что рынок жив, но мы из него выпадаем. А взгляните на данные по подержанным автомобилям. Их ведь за год было продано более 5 миллионов штук (из них 1,5 миллиона – наши «Лады»), что также свидетельствует о том, что люди могут и хотят покупать машины, но за меньшие деньги.
– Но наверняка ведь вся эта статистика есть и у руководства ВАЗа… Неужели всё делается намеренно для того, чтобы загубить отечественный бренд?
– Они открыто декларируют свою любовь к «Ладе», а делают совсем наоборот. Получается, что во всех красивых выступлениях скрыта ложь. Вот вы говорите, что руководство ВАЗа отнеслось к потере лидерства «Гранты» спокойно. Да оно потирает руки, радуясь этим показателям. Например, «Калина» более 11 лет была востребована у покупателей, а теперь в рейтинге продаж не входит даже в первую десятку, потому что объемы ее выпуска постоянно сокращаются, а цена завышается в пользу конкурентов (таким как «Рено Сандеро»). Или та же самая «Гранта». Дилеры жаловались, что невозможно получить эту модель и что нужно кого-то заинтересовать на ВАЗе, иначе «Гранту» просто не отгрузят. Налицо внутрикорпоративная коррупция.
Заявки дилеров на «Лада 4х4» удовлетворяются менее чем на 50 процентов. Заводчане готовы работать в две смены, но иностранные хозяева завода планируют явно заниженные объемы производства. Внутрикорпоративный «каннибализм» продолжает развиваться. Позаказная сборка автомобилей существует только на бумаге. АВТОВАЗ продолжает медленно катиться к банкротству.
– А «Веста»? Она вроде бы неплохо продается…
– И ее дилеры не могли получить в необходимом количестве, поскольку завод в Ижевске просто не справляется с такими объемами. В месяц там, не перенапрягаясь, способны выпускать 5 тысяч автомобилей. Это очень мало. В тоже время, как мы с вами знаем, конвейер ВАЗа простаивает. Вот она – странная вазовская политика. Ну кто мешает вернуть часть производства «Весты» в Тольятти? На Андерссона бочку катили, а сами-то… Год прошел после его отставки, а ведь ничего не изменилось. Я тут прошелся по заводу. Беседовал с директорами, инженерами, мастерами, простыми рабочими. Общее мнение таково, что готовность ВАЗа к производству «Весты» не менее 80 процентов.
– Официально объявлено о том, что планируется начать выпуск двух новых разновидностей «Весты» – универсал и кросс. Как думаете, поможет это увеличить продажи?
– Да, продажи надо увеличивать, но, видимо, за счет «Калины» и «Гранты», а не «Весты». По крайней мере, в ближайшие два года. Что касается универсала, то микросерии таких автомобилей, конечно же, нужны для повышения имиджа, хотя здесь многое опять же будет зависеть от стоимости новинок.
– В прошлом году вы неоднократно говорили о проблемах, возникающих во взаимоотношениях руководства ВАЗа с дилерами. На днях кто-то из заводских начальников отметил в своем интервью следующее: «По состоянию на начало года уже четверть дилерских центров завершили ребрендинг, остальные подтягиваются. Новая концепция подразумевает не только иное оформление фасадов зданий, шоу-румов и ремонтных зон, но и более внимательное отношение к клиентам». О каком ребрендинге идет речь?
– Волжский автозавод потратил большие деньги на создание фирменного (бело-сине-красного) стиля. Кстати, такие же цвета на флагах России, Франции и Чехии (нынешний вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек – чех). А потом кто-то предложил мышиный (серый) вариант, и руководство его приняло, не задумываясь о том, какими убытками это грозит дилерам. К примеру, знакомый мне директор фирмы «Универсал» потратил на этот ребрендинг более 15 миллионов рублей, сделав едва ли не полный ремонт всего здания. Так к нему всё равно придираются из-за того, что мраморные полы в автосалоне цветные, а нужно, чтобы были серые.
– Только из-за этого?
– Нет, конечно. Несущественных придирок было множество (например, он клиентов с днем рождения не поздравлял), и как результат – дилерский договор с ним продлили всего на полгода, несмотря на то, что «Универсал» является лидером по продажам на тольяттинской площадке. Мне это напоминает попытку зарезать курицу, несущую золотые яйца. Он ведь по предоплате работает, а получить необходимые автомобили не может. Видимо, впал в немилость потому, что никого на ВАЗе не ублажает. Похоже, люди, «пасущие» весь этот «курятник», хотят, чтобы к ним в карман периодически падали скорлупки от золотых яиц.
Рапортуя о росте доли на авторынке на фоне уменьшения объемов продаж автомобилей и резкого снижения рентабельности практически всего дилерского сообщества, начальники вводят в заблуждение весь коллектив завода. Могу сказать, что 24 января Николя Мор посетил дилерский центр «Универсал», где ему сообщили правдивую информацию о реализации автомобилей, о неудовлетворенных заявках от дилера, о перекосах в ценообразовании по запасным частям и аксессуарам. Мне даже удалось через переводчицу донести до сознания Мора эпиграмму французского поэта Шарля Франсуа Панара:
Все делать на показ – вот ханжества истоки.
В поступках будь правдив, будь на себя похож.
Не столь презренными нас делают пороки,
Сколь добродетели, в которых скрыта ложь.
Еще я попросил восстановить разрушенный музей фирменного вазовского автосервиса в преддверии 50-летнего юбилея «АвтоВАЗтехобслуживания», который будет отмечаться 25 сентября 2019 года. Николя Мор пообещал посодействовать…
– Сколько всего сейчас дилеров на тольяттинской площадке?
– Официально 13, хотя мне известно, что «Крумб-Сервис» сейчас испытывает серьезные финансовые сложности. Есть еще полтора десятка так называемых серых (или неформальных) дилеров, которые покупают машины у официальных со скидкой, пользуясь сертификатами по программе утилизации. А потом их перепродают.
– Какую оценку по пятибалльной шкале вы бы могли поставить взаимоотношениям дилеров со структурой Яна Птачека?
– Очень сложно оценивать то, чего по сути нет! Ну, если хотите, тройка с большим минусом, с учетом того, что дилеров продолжают душить. Кстати, о взаимоотношениях. Через несколько дней (2 февраля) на заводе пройдет конференция, на которую съедутся больше 200 дилеров со всей России. Так вот, любители ночных развлечений из дирекции по продажам службы исполнительного вице-президента Яна Птачека запланировали вертепную культурную программу для дилеров в одном из ночных клубов. Этот пир во время чумы (не забывайте о страшных убытках ВАЗа в 2016 году) хотели оплатить из заводского бюджета, и только личное вмешательство президента Николя Мора остановило ночное «окультуривание» дилеров. Удивительно, что такие траты не согласовывается со службами других вице-президентов. Это же явная подстава всего коллегиального исполнительного органа акционерного общества!
– Так где теперь дилеров кормить-то будут?
– Мне сообщили, что сама конференция пройдет в здании заводоуправления, а потом дилеров повезут на банкет в «Дворянский дом». Тоже за счет ВАЗа.
– Стало известно, что один из владельцев «Нивы» решил продать свой почти не эксплуатировавшийся автомобиль 1980 года выпуска за 5 миллионов рублей, указывая на его музейную ценность. Как вы относитесь к таким бизнесменам из народа и будут ли, на ваш взгляд, коллекционные автомобили ВАЗа когда-нибудь столько стоить?
– Считаю, что это обычный самопиар владельца. За 5 миллионов такой автомобиль, конечно, не купят, ведь в музее ВАЗа сегодня достаточно автомобилей «Нива», каждый из которых по своему уникален. Пусть подождет лет 50-100, но не факт, что и тогда найдется покупатель за такую цену. Помню, в свое время за 100-тысячную «копейку» предлагали 25 тысяч долларов. Это был 2007 год, и в пересчете на рубли получалось 625 тысяч.
– В свое время вы говорили о том, что чиновники и депутаты должны подать пример и пересесть с иномарок на вазовские автомобили…
– Нужно приглашать руководителей всех регионов, где наши машины хорошо продаются, а также тех, где расположены заводы-поставщики. Необходимо разрабатывать совместные программы, чтобы работники смежных предприятий могли покупать автомобили на льготных условиях. С регионами и городами, близкими ВАЗу по духу, нужно дружить. Странно, что мэр Андреев этого не учитывает.
– С недавних пор кузова, которые варят и красят на ВАЗе, поездами везут в Новороссийск, а оттуда по морю отправляют в Алжир, где расположена одна из сборочных площадок «Рено». Расстояние от Тольятти до Алжира – 4 тысячи километров. Наверняка такая транспортировка обходится дорого. Ваше отношение к подобным инициативам руководства?
– Если эти затраты не отражаются на стоимости вазовских автомобилей, то пусть возят. А вообще, тема достаточно интересная и мне, как акционеру. Хотелось бы узнать от руководства ВАЗа о нюансах этих поставок (технико-экономическое обоснование), а также о том, какая от этого прибыль.
– Николя Мор переехал к нам из Румынии, где есть завод «Рено», который наверняка также может производить эти кузова. А ведь эта страна ближе к Алжиру, чем Россия.
– А Франция еще Ближе к Алжиру… Скорее всего, дело в том, что оплата труда рабочих на ВАЗе настолько мизерная, что боссам из «Рено-Ниссан» выгодно производить кузова именно здесь – даже с учетом дорогой транспортировки.
Беседовал Андрей Липов
Источник: «Вольный город», № 3 (1131) 27.01.17