ВАЗ – это поучительный результат деятельности сотен и тысяч советских людей

Виктор Николаевич Поляков первый директор ВАЗа
Виктор Николаевич Поляков

До 100-летия В.Н.Полякова остается ровно три недели. Перебираю архивы и привожу интересные высказывания о тех “поляковских” временах. Вот слова В.Н.Самарцева – режиссера и создателя документального фильма о первом генеральном директоре ВАЗа: “Когда он (Поляков) начал руководить строительством ВАЗа, ему было 50 лет… Средний возраст жителей Тольятти тогда был 28 лет. На заводе его звали “папой”. Любили, уважали и боялись. Как он умудрялся руководить десятками тысяч людей, не стуча кулаками по столу и не посылая никого “по шпалам” (а в то время это был самый привычный стиль руководства), одному богу известно. Самым страшным ругательством из его уст было: “Вы несерьезный человек! Ваше поведение некорректно…”. Но зато и похвалу от Виктора Николаевича люди воспринимали как медаль или орден. Выражение “нет лучше в жизни образца, когда в глазах пример отца” точно отражало роль Полякова для многих ветеранов ВАЗа, которым он стал духовным наставником и жизненным ориентиром”.

Сам Поляков говорил: “ВАЗ – это поучительный результат деятельности сотен и тысяч советских людей. Все мы в меру своих сил, способностей, возможностей участвовали в его создании, развитии. В нем частица наших сердец, нашей души, и он глубоко дорог всем, кто имеет возможность и право называть себя вазовцем”. Известно, что новые технологии, современные материалы, культура и организация производства, которые применялись на ВАЗе, через сотни заводов поставщиков и смежников выводили всю промышленность страны на новую ступень. В чем же главная заслуга Полякова? Очень многие вазовцы считают главным его достижением то, что он сумел создать команду руководителей – единомышленников, умных, изобретательных, профессионально грамотных, старавшихся работать “в стиле Полякова”. Таких же патриотов, как он сам.

Владимир Самарцев справедливо заметил: “Совершенно счастливое совпадение, что АВТОВАЗ и В.Н.Поляков соединились в пространстве и времени в данной точке”. Знаю множество высказываний о “каторжной” работе первых руководителей завода, помню и выражение о “восьмичасовом” рабочем дне ИТР и служащих того периода истории предприятия, когда работали с 8 утра до 8 вечера практически без отдыха, чаще всего без суббот и воскресений. Напомню читателям о тех “рабах с галер”, которые возглавляли ВАЗ и относились к команде Полякова. Второй ген. директор (с 1975 по 1982 гг.) – Житков Анатолий Анатольевич,  третий (с 1982 по 1988 гг.) – Исаков Валентин Иванович, четвертый (с 1988 по 1996 гг.) – Каданников Владимир Васильевич, пятый (с 1996 по 2002 гг.) – Николаев Алексей Васильевич, шестой (с 2002 по 2005 гг.) – Вильчик Виталий Андреевич. Потом пошла череда “варягов”: Есиповский, Артяков, Алешин, Комаров и вот дождались одиннадцатого руководителя ВАЗа (шведа с американским гражданством) Бу Инге Андерссона. Есть схожие черты в стиле руководства Бу Инге и Виктора Николаевича и есть общие черточки в поведении с другими “генералами” автозавода. Заметны и отличия, особенно в любви к рекламно-пиаровской деятельности. Тут до Полякова и Исакова далеко. Ближе к честолюбивому Владимиру Васильевичу Каданникову. В пиар-акциях и затратах на поднятие своего имиджа руководитель западного типа совсем близок к нашим первым лицам государства. Тут и участие в автопробегах и пресс-конференции на автосалонах, и встречи с тысячами трудящихся, и рекламные видеоролики в интернете. Просочилась информация, что на рекламу бренда “ЛАДА” в этом году запланировано 500 млн руб.

В одной из книг нашел такие слова В.Н.Полякова: “… Когда работает команда руководителей, очень плохо, если они все “смотрят в рот” друг другу, или, еще хуже, кому-нибудь одному. Именно это является, как правило, причиной ошибок, и иногда очень крупных, – когда нет противоречивых мнений, нет объективных обсуждений, а есть какой-то руководитель, который изрекает абсолютные истины, и все их воспринимают, никто не берется возражать.

Юрий Целиков, опубликовано в газете «Город на Волге»

Виктор Николаевич Поляков первый директор ВАЗа