Вагон счастья

Новости Тольятти augustnews.ru

В Молодежном драматическом театре (МДТ) стартует новый, 23-й сезон.

Накануне интересных премьер и событий мы встретились с директором и художественным руководителем театра Владимиром Коренным, чтобы из первых уст услышать о намеченных творческих планах, изменениях в составе труппы, готовности зрительного зала. Новый репертуарный список МДТ открывается постановкой пьесы «Диоген» Бориса Рацера и Владимира Константинова. Спектакль поставит Юрий Раменсков, премьера намечена на 18 сентября. Ожидается веселое действо с любопытными костюмами, интересными декорациями, которые, как рассказал Владимир Лукич, предложил художник из Питера. Режиссер Юрий Раменсков с энтузиазмом ухватился за предложенную необычную сценографию.
– Несмотря на то что пьеса «Диоген» была написана в советское время и ставилась в 80-х годах, она современна и актуальна до сих пор, очень смешная, – пояснил Владимир Лукич.

По его мнению, есть вечно живые спектакли, очень простые в языке и стилистике, где исследуются человеческие отношения: любовь мужчины к женщине, предательство, измена. Зрителей трогают именно взаимоотношения людей. Видя их на сцене, публика плачет, страдает, сопереживает, испытывает катарсис – а это самое важное в театре. Объемные эпохальные вещи с многочисленными историями никому не интересны. Есть, конечно, завзятые театралы, но даже они второй раз на спектакль вряд ли придут.

– Название «Диоген» мы, конечно, изменим, – продолжил комментировать планы Владимир Лукич. – Так же, как меняли название в пьесе Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». Пьеса потрясающая – о любви. Мы ее поставили, и зритель… не пошел. У многих сразу возникал вопрос: «Причем здесь труба?» Да-да, прочитав название, в основном представляли геометрическую фигуру, ассоциации с головным убором не возникало. Я поменял название на «Любовь по-итальянски». И до сих пор спектакль пользуется просто бешеным успехом!

– Восстановление в репертуаре нового сезона спектаклей «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо и «Около любви» (пьеса Александра Коровкина) тоже связано со ставкой на простые человеческие чувства?

– Совершенно верно. «Очень простую историю» из репертуара сняли несколько лет назад, но зрители просили вернуть спектакль. Напомню: пьесу написала 24-летняя девушка Мария Ладо. Несмотря на юный возраст, она очень интересно показала отношения между людьми через образы животных – таких теплых душевных пьес не так много. Скорее всего, спектакль будет восстанавливать режиссер первоначальной версии Валерий Логутенко, он же сыграет и одну из ролей. Второй спектакль – «Около любви» – буду восстанавливать сам. Сюжет прост и незатейлив: пара приезжает в деревню, и вокруг них начинают кипеть настоящие страсти… Когда-то в спектакле играла Валерия Логутенко, после ее ухода из жизни мы какое-то время «Около любви» не играли, а сейчас решили реанимировать постановку. Спектакль очень нравился зрителям! Главную роль я предложил народной артистке России Наталье Дроздовой, и она согласилась. Роль возрастная, характерная, а Наталья Степановна очень талантливая, думаю, найдет интересное решение роли. Вот приедет из отпуска, сразу начнем репетировать. Оба восстановленных спектакля зрители увидят, возможно, в начале 2016 года.

– Судя по вашим анонсам, размещенным в Интернете, 13 ноября нас ждет премьера спектакля Алины Гударевой «Единственный наследник» по пьесе Ж-Ф. Реньяра. Комедия анонсирована как костюмированная, насыщенная персонажами. Значит, вопреки кризису, найдете средства на красивые костюмы?

– А куда деваться? В спектакле «Единственный наследник» будут задействованы восемь человек. Алина Гударева хочет поставить интерактивный спектакль. Она много ездит, видит, ставит. Еще и учится на режиссерском факультете в Щукинском театральном институте. У Алины столько задумок! Она готова работать с утра до вечера. Думаю, у нее получится яркая, сочная комедия с запоминающимися деталями.

– Нашим людям не хватает праздника, именно поэтому большинство тольяттинцев предпочитает комедии?

– Действительно, у нас не тот зритель – не Москва, не Питер, даже не Самара, где сложился слой театральной публики, которая разбиралась бы, рвалась на постановки пьес модных драматургов, спектакли любимых режиссеров или актеров, да и просто на обожаемый спектакль. Тольятти практически миллионный город, а большая часть населения всю жизнь ходит и крутит гайки, не оторвать людей от конвейера. АВТОВАЗу вообще не интересен театр – не приучили. Чтобы выросло поколение настоящих театральных зрителей, нужно лет 50 – минимум. Пять раз сходить в театр – это еще не значит стать театралом.

– А какие изменения в труппе? Молодежь к вам пришла?

– Новый сезон особенный, потому что из театра ушла пара, которая была занята во многих спектаклях. И еще один актер заболел. Уход одного при труппе в 20 человек – это трагедия, а трех – самая настоящая катастрофа. Государство дает бюджет, который мы тратим на всех артистов. И артист два месяца назад подписал контракт. Если мы такой документ заключаем, значит, надо такую форму придумать, чтобы я как руководитель знал: артист до конца сезона не уйдет. Иначе пусть платит неустойку. В спектакле «Лейтенант с острова Инишмор», например, мы за несколько недель должны подготовить четыре замены. А могли бы репетировать много нового! По поводу молодежи: в этом сезоне к нам пришли два выпускника Натальи Дроздовой: Денис Ференц и Никита Пугачев…

– Вот, говорите, у вас актеров мало, а почему же вы им еще и спектакли ставить разрешаете?

– Актер – единственная профессия на земле, в которой человек за те же самые деньги хочет работать в сто раз больше. Он не требует увеличить зарплату, а просит: «Дайте сыграть и поставить». Когда есть такое желание, значит, существует творческий поиск, актер жив, в нем что-то теплится. Делается это в личное время. И естественно, я, как руководитель, ничего против такого энтузиазма не имею. На 20 сентября у нас назначена премьера спектакля «Вагон счастья». Актриса Инна Галкина нашла пьесу, вместе с партнером отрепетировала ее и мне показала. Текст актеры знают хорошо, сама история, произошедшая в вагоне, показалась мне забавной. Она вполне может занять место в репертуаре, на нее будут ходить определенные зрители.

В связи с кризисом на финансирование рассчитывать не приходится, мы должны сами зарабатывать, привлекая как можно больше публики, продавая больше билетов. Вот мы и стараемся, ставим совершенно разные спектакли, даем зрителям возможность выбирать. Предлагаем как высокое искусство, так и комедии, мелодрамы, какие-то вещи попроще, но которые трогают людей. И в большом репертуаре не забываем детские спектакли, ведь дети – наши будущие зрители. Мы прививаем им любовь к театру. Из 40 названий в репертуаре 20 – сказки. Выезжаем в лагеря, сегодня, например, были. Ни для кого не секрет: именно детские спектакли делают кассу.

У нас, кроме спектаклей, есть театральные уроки, Олег Толоченко ставит Чехова, Пушкина из школьной программы, и ученики после просмотра обсуждают спектакль.

– Кстати о сказках. Будете ли участвовать в израильском фестивале со своим «Чебурашкой», как было запланировано?

– Да, нас включили в показы Международного фестиваля лучших театров Европы «В гостях у сказки». С 25 сентября по 10 октября Молодежный драматический театр покажет «Чебурашку» в четырнадцати израильских городах. Поездка для нас бесплатная, все расходы по питанию, проживанию и проезду берет на себя принимающая сторона. Единственная сложность – участие в фестивале совпадает с периодом, когда мы начнем работать, оставшимся актерам придется трудиться интенсивней. Если через год будет третий выезд, организуем его летом или в мае.

– И последний вопрос: в интерьере зрители какие-то изменения увидят? В зрительном зале вам вроде бы обещали заменить стулья на кресла?

– С креслами пока находимся в режиме ожидания. Зато мы механику сцены усовершенствовали, особенно световую часть. Теперь световая партитура будет уже другая, а картинка для зрителей очень важна. Осветительные приборы, подъемы, штанкеты – все делали сами, без денег. Летом изобретали и варили, чтобы в сезон не мешать творческому процессу. Сделали арочный занавес вместо прямого, смотрится гораздо эффектней. Зритель, может, эти мелочи и не заметит, но актерам будет работать гораздо удобней
Кстати, остаются в силе и планы по поводу подвала рядом с детской библиотекой на улице Лизы Чайкиной. Им займутся Антон Елисеев и Алина Гударева – руководители проекта по экспериментальной сцене. Ребята хотят ставить в подвале то, что, скорее всего, на большой сцене не пойдет, будут проводить читки пьес. Проект рассчитан на актерскую городскую среду и заинтересованных зрителей.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”