Вадим Коростылев: Все-таки странная у этого писателя судьба… Неправильная, что ли…
Грандиозная личность и несомненный талант, а назовешь имя — Вадим Коростылев (1923-1997) — читатели пожимают плечами. Но если скажешь название экранизации сказки «Вовка в тридевятом царстве», тут же говорят: «Да я на этом мультике вырос!» И вспоминают мгновенно потому, что этот мультфильм у всех без исключения любимый.
«Король — олень», «Честное волшебное», «В чужом переплете», «Кот булочницы», «Школа Снежной королевы», «Как волк теленочку мамой был» … Все эти сказки написал Вадим Коростылев. Его пьесы и сценарии давно растащили на цитаты. Об этом мечтают многие пишущие, но не у всех получается.
Сначала юные читатели и слушатели чуть ближе познакомились с жизнью и творчеством писателя. Узнали, почему он, ушедший на войну в самые первые ее дни и получивший тяжелое ранение, участником ВОВ признан не был и никаких льгот не получал.
Вместе попытались найти ответы на вопросы. Например, почему он считал, что у него «нет биографии»? Почему будущая теща отговаривала его от женитьбы на своей дочери, а партноменклатура называла «недостаточно советским писателем»? И как так получилось, что литератор, пробовавший себя в поэзии и во «взрослой» драматургии, вдруг внезапно стал писать сказки и пьесы для детей?
Итак…
«У меня нет биографии!»
Московский мальчик. Мечтатель, который писал стихи и мог с утра, не переодевшись, в одной пижаме отправиться в школу. Вадим бредил театром, поступал в студию Станиславского, и отцу-основателю Художественного театра даже понравился — он попросил сестру взять мальчишку, когда тот подрастет. Играл в студии Станиславского роль Хлестакова, но артистом не стал, стал писателем.
Коростылёв принадлежал к военному поколению, и когда началась война, сразу записался добровольцем в комсомольский батальон. Вместо отправки на фронт их послали копать окопы под Ельней. Там и попал в страшную кровавую бойню, в которой мало кто выжил. Был тяжело контужен, потом почти два года прикован к постели, но все-таки выкарабкался. Правда, ранение впоследствии отзывалась страшными головными болями. Так как Вадим Коростылев получил ранение еще до того, как попал на фронт, а потом его комиссован по здоровью, то вышло так, что участником войны он официально не считался.
Оставаясь в Москве, в 1943 году Вадим поступил на поэтическое отделение в Московский литературный институт им. Горького. Между тем, подошла к концу война, и молодой человек мучительно переживал, что у него «нет биографии». Его друзья и сверстники — Шубин, Гудзенко, Межиров, Наровчатов — были опалены сражениями, стали известны своими стихами. И Вадим принял решение наверстать упущенное.
Едва ли не на последнем курсе он оставил институт, завербовался на Север и отправился на поиски подвигов в Арктику. Руководил одной из зимовок Карской научно-промысловой экспедиции, терпел холод, голодал, рисковал жизнью. И продолжал писать стихи, а в 1947 году как делегат Крайнего Севера даже приезжал в Москву на Всесоюзное совещание молодых писателей.
Однако пронзительно-лирического дара у молодого поэта не оказалось, превратить свои невероятные приключения в поэзию он так и не смог… Сборники стихов «За Полярным кругом» (1951) и «Север-Юг — Семь дней» (1956) успеха у читателей не имели…
По возвращении с севера Коростылёв женился во второй раз. Первый брак распался еще до поездки в Арктику. Новая жена писателя, Заира, была дочерью расстрелянного в 1938 году советского партийного деятеля Аветиса Султан-Заде, одного из секретарей компартии Ирана. Когда Вадим и Заира решили пожениться, будущая теща уговаривала Коростылёва этого не делать, но он не послушал.
В начале 1954 года у Коростылёвых родилась дочь, которую назвали Мариной. Нужно было кормить семью, и все больше места в творчестве стали занимать водевиль, бурлеск, полукомедии-полуоперетты для детского театра, тексты песенок для кинофильмов, т.е. то, к чему сам автор относился свысока, как к заработку.
Большие перемены
Между тем, 1950-е — время, когда в художественной жизни страны наступали большие перемены. Это был период инфляции пафоса, патетики и казенных лозунгов, время крушения ходульных плакатных героев. Уходило в прошлое «бесконфликтное искусство», в советскую литературу, театр и кино шли новые веяния.
Пришли они и в театр для детей. То ли надзор партии и правительства был не такой пристальный в детском театре, то ли это влияние личности и таланта главного режиссера Анатолия Эфроса, но под предлогом «коротких штанишек» в те годы в московском ТЮЗе (Центральном детском театре) собрались замечательные силы. Там играли молодые Михаил Ефремов, Ролан Быков, Надежда Князева, Владимир Горелов. Там ставились пьесы Розова, Хмелика, Шатрова и Львовского. Для ТЮЗа писал и Вадим Коростылёв.
В 1955 году Олег Ефремов поставил в ТЮЗе озорной и весёлый музыкальный спектакль Коростылёва и Львовского «Димка-невидимка». В 1957-м Ролан Быков ставит острую сатирическую полную эксцентрики постановку по пьесе В.Коростылёва «О чём рассказали волшебники» — переложение «Доктора Айболита» Корнея Чуковского. Спектакли эти стали режиссерскими дебютами и Ефремова, и Быкова. Хотя критика величала постановки эти не иначе, чем «мейерхольдовщиной», они неизменно собирали аншлаги.
Но настоящая слава пришла к Коростылёву в 1956 году. Новогодняя комедия
Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» была приметной вехой послесталинской оттепели. Героиня Людмилы Гурченко спела в фильме песню на стихи Коростылева («И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз»), а уже на следующий день её распевала вся страна.
Писал Коростылёв в большинстве своем для детей, посвящая свои сказки сначала дочери, а затем внучке. Считается, что профессия драматурга очень опасна: каждая новая пьеса, как контузия на войне, средний возраст первого инфаркта у авторов — 35 лет. Но судьба дала писателю все: хороший дом, красивую жену, умницу дочь. Надежный домашний тыл позволил Коростылеву жить долго и написать достаточно много, в том числе восемь исторических пьес. Причем, предлагая свою интерпретацию исторических событий, Вадим Коростылёв настолько глубоко проникал в их суть, что с его мнением считались маститые специалисты. Но не партноменклатура.
Вадим Коростылев — «Недостаточно советский писатель»
Советская пресса то и дело обвиняла писателя по поводу и без повода за так называемое «преклонение перед Западом». Профессор Образцова, специалист по зарубежной литературе, написала статью, где среди прочего назвала Вадима Николаевича «недостаточно советским писателем». После этого он попал «черный список» газеты «Советская культура» — список не рекомендованных к постановке драматургов.
Ругательными газетными статьями о себе Коростылев обклеил уборную своей квартиры — не хватило места, несмотря на высоченные потолки старомосковского дома. Коростылёва запрещали, вымарывали имя из афиш спектаклей, шедших по его пьесам. Но снять их с программ десятков детских театров страны даже функционеры от культуры не могли, поэтому несколько поколений советских детей выросло на добрых сказках Коростылёва, на мультфильмах, фильмах и радиопостановках по его сценариям.
Среди самых известных — музыкальные кинофильмы «Айболит-66» и «Король-олень», мультфильм «Вовка в тридевятом царстве». Талантливый сказочник, он продолжал в советской культуре традицию, начатую Евгением Шварцем. И в жизни был добрым, благородным и гордым человеком. Прощал долги, хотя сам всегда их отдавал.
Не прощал только подлости. Не терпел хамского отношения к женщине. На поклонах после спектаклей драматург сначала подходил к женщинам и привычным движением целовал им руки — это был естественный для него жест. Всегда провожал одиноких дам, которые бывали у них в гостях. Сажал их в такси и всегда платил. Жену частенько спрашивали: «Ты не ревнуешь?» — на что она отвечала: «Если ему надо уйти, он и так уйдет».
Стихи Вадим Коростылев писал всю жизнь, но публиковал их редко. Работал очень много. Его рабочий стол всегда был завален бумагами, но он точно знал, где что лежит. Дочь вспоминала жуткий скандал в доме, когда ее мама однажды навела порядок на письменном столе своего мужа. Стоял крик, из которого слышалось только одно: «Там лежал спичечный коробок, на нем — идея пьесы!».
По воспоминаниям дочери, писал отец легко, как бы сейчас сказали, «левой пяткой». Но что удивительно: то, что делалось легко, осталось надолго. Так случилось с «Карнавальной ночью». А то, что писалось кровью, как, например, пьеса «Бригантина», запрещалось. «Бригантину» Коростылев написал в хрущевскую «оттепель», а поставили ее, когда «оттепель» заканчивалась.
Вадим Коростылев всегда помогал молодежи. Однажды он вел машину, и у него на дороге кончился бензин. Остановившийся водитель отдал ему свою полную канистру и сказал, что получил ее в подобной же ситуации и просит потом передать другому. Коростылёв любил эту историю, потому что верил: и в литературе задача человека — не только воплотить собственные замыслы, но и передать горючее молодому поколению.
Отрадно, что произведения Коростылева актуальны и сегодня. Детские пьесы идут до сих пор, «Вовка в тридевятом царстве» не сходит с экрана. Из взрослых пьес чаще всего ставится «Пиросмани, Пиросмани, Пиросмани» (второе название — «Праздник одиночества»).
Читайте: Корней Чуковский делится секретом
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»
Литература:
1. Громова М. И. Коростылёв Вадим Николаевич // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: «Флинта». «Наука», 1997. — Стр. 240-242.
2. Капков С. Энциклопедия отечественной мультипликации/Сергей Капков. — М.: «Алгоритм», 2006. – Ст. 347. – Тираж: 3000 экз.
3. Коростылев Вадим Николаевич // Интернет. Википедия
4. Ошеверова Э. С. Коростылёв //Краткая литературная энциклопедия. — Т. 3: Иаков — Лакснесс. — М.: «Советская энциклопедия», 1966. — Стр. 758.
5. Райкина М. Настоящие герои всегда идут в обход. Писателю Вадиму Коростылеву — 90 лет//Московский комсомолец. – 2013.- 3 августа.