Древний памятник был обнаружен в 2015 году во время археологической разведки. Раскопки начались в ноябре 2019 года. Исследования площади 2228 кв. м продолжались в течение пяти лет и завершились в сентябре этого года. Были найдены уникальные артефакты, относящиеся к срубной культуре позднего бронзового века, а также погребальные комплексы именьковской культуры эпохи раннего средневековья (IV-VIII века н. э.). Подробнее о находках газете «Площадь Свободы» рассказал руководитель экспедиции – старший научный сотрудник ГБУК «Наследие» Александр Попов.
– Наша экспедиция занималась в Жигулевске исследованиями памятника именьковской культуры. Историки называют этот период эпохой великого переселения народов. Менялся климат, менялись условия жизни, и многие племена в те времена снимались со своих мест и по разным причинам начинали переселяться. В начале той эпохи готы двигались с севера на юг, доходили до Крыма. В результате была разрушена Римская империя. Перемещались и другие племена, например, болгары. То есть это был настоящий биологический котел в истории нашей планеты – когда племена передвигались постоянно. Они были воинственны и, уходя со своих насиженных мест в поисках лучшей жизни, могли на своем пути уничтожать другие народы. И вот часть этой эпохи мы в Жигулевске и раскапывали.
– Откуда вы знали, где копать? Откуда берете информацию?
– Обычно мы отталкиваемся от рельефа местности, от того, как протекали реки. Любой водоем привлекает археолога. Если мы видим какую-то террасу на берегу реки, какой-то овраг, то закладываем небольшие шурфы (это ямы 1 х 1 м или 1 х 2 м), и порой в них попадается материал: остатки керамики, другие предметы быта людей. В основном, конечно, это мусор и осколки, но бывают и целые предметы. И когда такими шурфами мы попадаем в культурный слой, то уже имеем основания для проведения раскопок. Таким образом мы и находим все те памятники, которые на сегодняшний день известны.
– В нашем регионе давно раскапывают курганы. В Жигулевске захоронения или поселения?
– Мы начали разговор с великого переселения народов. Именьковское племя – многие их связывают со славянским населением, хотя это сложно представить. Тут речь идет о племени, которое жило на берегах Волги и было очень оторвано от остального славянского ареала. Но такая версия есть. Не все с нею согласны, идут споры, но именно их историю мы раскапывали в Жигулевске.
Помимо Средних веков, в нашем регионе представлен очень плотно бронзовый век, и курганов достаточно. В основном это срубная культура. Они жили XVIII-XVI веках до н. э. Они очень быстро распространились по территории Поволжья.
– Почему так называется племя – срубное?
– В курганах люди этой культуры похоронены по особому обряду: они лежат на левом боку в скорченном положении: подогнуты руки и ноги. Но самая главная особенность заключается в том, что они находились в деревянной камере: у нее стены и крыша, и она сделана из дерева, по-простому – сруб. И вот из-за этой погребальной камеры мы и называем эту культуру срубной. Само понятие «срубная культура» предложил В.А.Городцов в начале XX века.
– Современный человек сказал бы, что это гроб.
– Да, похоже, только достаточно большой, так как в нем помещался человек и элементы быта, которыми он пользовался: несколько керамических сосудов с напутственной пищей, какие-то личные предметы. До того, как мы в Жигулевске поработали, мы раскопали один небольшой курган на Обводной дороге возле Самары, и в этом кургане как раз находился человек срубового времени. Рядом с ним были обнаружены два керамических сосуда, бронзовый нож. То есть люди бронзового века, срубовое племя, обладали предметами из бронзы. Лить железо они еще не умели. Это сложная технология, которая появится гораздо позже. Они умели добывать медь, делать некачественные по современным меркам сплавы, но тем не менее это был большой прогресс в оружейном деле.
А то, что мы раскапывали в Жигулевске, был не курган, а большой могильник (древнее кладбище) с особым обрядом захоронения. В этот период трупы сжигали, прах размещали в могиле в специальном углублении, а рядом оставляли предметы быта. Например, в одном из погребений в Жигулевске в этом году мы обнаружили стеклянные бусины. Вполне возможно, что они могли быть импортными. Племена могли вести торговлю, общаться с потомками великой Римской империи в районе Крыма, Тамани, и оттуда они могли как раз и доставлять какие-то предметы роскоши, в том числе стеклянные бусы. Еще в начале работ на памятнике в Жигулевске в 2020 году, была найдена римская фибула (застежка). Это тоже может говорить о торговых связях.
– Насколько я понимаю, на тот период в степях жили кочевники, то есть городов еще не было.
– Именно так. Территория, на которой мы с вами живем, это мир леса, который был населен особыми племенами, и мир степей, мир кочевников. Кто-то из них пришел к нам с Прикаспийской территории, кто-то с южного Причерноморья (кочевники). И здесь иногда встречаются такие синкретические памятники, в которых встретились два разных мира, две разные культуры. Например, при раскопках в Жигулевске мы обнаружили очень интересный сосуд, который характерен для сарматов, кочевников.
– Наши предки в Поволжье – кто они?
– Археологические раскопки говорят о том, что в каждый временной период, начиная с каменного века и до Средневековья, в Поволжье жило разное население. Некоторое время здесь были неолитические племена, потом срубные племена, которые занимались животноводством и охотой. Позже люди пытались возделывать землю, несмотря на зону рискованного земледелия из-за климата. Наши предки были разными. Они приходили сюда и уходили. По разным причинам. И мы не первые хозяева Поволжья.
– Они торговали, воевали? Есть ли следы военных столкновений?
– Можно привести такой пример. На этой территории находилось государство Волжская Булгария, как раз в период классического Средневековья – X-XIII век. Недалеко от Жигулевска и Тольятти был город – Муромский городок. Его настоящее название неизвестно, как и подробная история. Это был крупный пункт Волжской Булгарии с населением в несколько тысяч человек. Там были и торговые отношения с разными территориями, благодаря относительно развитому волжскому судоходству. Раскопки там проводились в семидесятых годах и сейчас продолжаются. Я сам не присутствовал на этом памятнике, но много про него читал и слышал от коллег. Там есть один интересный слой, на который я хотел бы обратить внимание. На раскопе Муромского городка присутствует слой гари, он нам рассказывает о периоде, когда пришли монголы и сожгли этот город. Это было в середине XIII века. Волжская Булгария не смогла восстановиться после этого нашествия и прекратила свое существование.
– В каком направлении двигаться в жигулевских раскопках?
– Каждый археолог занимается своей узкой темой. Мы с вами говорим о теме, которой я занимаюсь по долгу своей службы. Я работаю в организации «Наследие», это бюджетная организация культуры, которая занимается сохранением памятников археологии, подвергающихся разрушению в результате деятельности человека или природы. И сюда может попасть все, что угодно: эпоха великого переселения народов, бронзовый век, степные кочевники, население Золотой Орды… И по долгу службы мне приходится спасать эти памятники археологии, потому что я археолог. Но у меня есть и своя специализация – каменный век (5-7 тыс. лет до н. э.). Изучение человека, который не знал, что такое металл; у него были только каменные предметы быта, керамика. Это эпоха неолита. Это моя научная специальность, я в основном занимаюсь ею.
– И следы каменного века есть на нашей территории?
– Да, есть, и очень интересные. Памятники такие, конечно, очень редки, потому что это такая седая древность, которую трудно обнаружить. Рельеф местности настолько сильно поменялся, что даже богатое воображение частенько не помогает.
Таких стоянок древнего человека немного. В основном памятники находятся вдоль берегов рек Самара и Сок. Знаменитая Виловатовская стоянка, Елшанская стоянка, памятники в районе села Большая Раковка. Чем привлекает это время? В эту эпоху появляются первые керамические изделия. То есть человек совершил настоящий прорыв в ведении хозяйства. Происходит так называемая неолитическая революция. Люди стали переходить от присваивающего хозяйства к производящему. Человек смог первый раз сохранить себе еду в глиняном горшке, а это значит, что у него появилось свободное время на другие дела. И вот это свободное время приведет нас к новым свершениям.
– Давно ли вы этим занимаетесь?
– Первый раз попал в экспедицию в 10 лет. Родители мои учились на историческом факультете, как и бабушка с дедушкой. Мама с папой встретились в экспедиции, и я со своей женой познакомился в экспедиции.
Сначала, конечно, привлекает такая студенческая романтика: гитара, посиделки у костра, молодость, ночь, веселье, разговоры по душам. Особенно для студентов интересен наш старый обычай – посвящение в археологи. Он проходит на закате, имеет свои ритуалы. Каждый новый археолог получает имя. Но это наш большой секрет.
Позднее понимаешь, что главная составляющая экспедиций – наука. Где-то к 3-му курсу пришло осознание, что я хочу заниматься археологией и именно изучением древних людей.
– А дальше что?
– В зависимости от запросов. Если есть сообщение о разрушении исторического памятника, то это значит, что пора точить лопаты и бежать спасать. У нас есть планы на следующий год, и в этих планах – спасение курганов в Кошкинском районе Самарской области. И еще нас коллеги пригласили поработать в Нижнем Новгороде, рядом с нижегородским кремлем провести исследование небольшого участка.
Людмила Кислицына, газета «Площадь Свободы»