Из леса вылезли мужчина с женщиной, оба с вытаращенными глазами

лесной пожар ликвидирован

Впервые за несколько недель градоначальник Николай Ренц провел аппаратное совещание и пресс-конференцию. Как и ожидалось, главной темой там стало обсуждение лесного пожара, полыхавшего все выходные.

Началась аппаратная с награждения. Мэр под редкие аплодисменты вручил одному из сотрудников департамента городского хозяйства благодарственное письмо прокуратуры. И пояснил: отличился товарищ в том, что помог надзорному органу разобраться в природоохранных вопросах. Прозвучало немного забавно, но прокуратуре, наверное, виднее, кого и за что благодарить.

Представитель Роспотребнадзора сообщил, что за сутки в губернии выявлен 281 заболевший коронавирусом, в том числе 37 – в Тольятти. В целом суточный прирост составил один процент. Цифра вроде бы малая, но…

– Коллеги! Не надо успокаиваться! – эмоционально перехватил инициативу Николай Ренц. – Обстановка сложная! У нас всё впереди: то ли катастрофа, то ли управляемая ситуация. Это зависит только от нас. А мы порой себя ведем, как несговорчивая невеста. Я в субботу сам наблюдал, как в Центральном районе люди гуляли без масок. Уверен, через месяц точно начнем прививать подростков.

Мэр рассказал, как недавно общался с человеком, чье здоровье на первый взгляд не вызывало опасений. Но прошли сутки, и у собеседника диагностировали 50-процентное поражение легких. Так быстро развивалась коварная болезнь, даже встал вопрос о реанимации.

– Я лично сделал повторную прививку. Не стал проверять количество антител. Прошло полгода – прививайся! – подчеркнул Николай Альфредович, давая понять, что его пример достоин подражания.

Директор гидрометобсерватории Надежда Карпасова проинформировала, что за минувшую неделю выпало всего 2,4 миллиметра осадков. Это не повлияло на класс пожароопасности, он по-прежнему самый высокий – пятый.

Радиационный фон в норме, за неделю было сделано 7 предупреждений предприятиям, выявлены 4 случая превышения ПДК: по фенолу и формальдегиду. Что касается последствий пожара, то пока превышений предельно допустимой концентрации вредных веществ, по словам Надежды Ивановны, в городе не зафиксировано.

– Ждем дождь, даже с грозой, – немного обнадежила она.

И добавила, что уровень Куйбышевского водохранилища сейчас выше средних многолетних значений на 9 сантиметров, Саратовского – ниже почти на метр. Температура воды в Волге – 23,2 градуса.

Затем чиновники мэрии вкратце доложили о своей работе. Вот основные моменты. С 1 по 31 октября пройдет перепись населения, акция всероссийская, но требует подготовки на местах. Еще два тольяттинских проекта вошли в областную программу «Содействие»: на один будет выделено 2, на другой – 1,8 миллиона рублей. На школьных площадках в июне отдохнули почти 12 тысяч учеников…

Обсудив подготовку жилого фонда к зиме, мэр поручил своему заместителю Олегу Захарову побывать на строительстве дороги в микрорайоне «Калина». Это вызвано многочисленными возмущениями жильцов.

– Очень важный проект, его надо завершить вовремя, – напутствовал градоначальник.

Но основной темой, повторяю, было обсуждение пожара. Начал Николай Ренц, как ни странно, с ошибки – он сказал, что пожар возник между поселком Портовым и Центральным районом. То же самое, кстати, публикуется в пресс-релизах городской администрации.

Странно, ведь Портпоселок всегда (!) был частью Центрального района, хоть и обособленной от основного жилого массива. Правильней было бы озвучивать другой ориентир – например, между Портпоселком и Соцгородом или между Портпоселком и остальной частью Старого города.

Ренц сообщил, что причиной пожара является поджог, потому что в совершенно непрогулочном месте найдена свежая канистра. Первые попытки остановить огонь не увенчались успехом – мешал сильный ветер. Огонь шел сплошной стеной, дым стоял такой, что дальше трех метров ничего не было видно.

Обитателей санатория «Лесное» и жителей Портпоселка готовили к эвакуации, подогнав автобусы. Но до этого дело не дошло. Во-первых, с огнем мужественно сражались пожарные, во-вторых, стих ветер. В-третьих, предприятия города подключились к укрощению стихии, выделив тяжелую технику, бойлеры с водой. В целом на тушении были задействованы 500 человек.

Николай Ренц просил передать особую благодарность за быструю и качественную помощь «КуйбышевАзоту», «Тольяттиазоту», «Тольяттикаучуку» и другим трудовым коллективам. Я обратил внимание, что среди перечисленных нет ВАЗа, хотя автозавод по-прежнему считается градообразующим предприятием.

Благодаря содействию губернатора Дмитрия Азарова, из Магнитогорска в Тольятти направили самолет-амфибию. Это притом, что в России на тот момент горели полтора миллиона гектаров леса, и пожарная авиация была нарасхват.

Возле Портпоселка огнем пройдено примерно 153 гектара. Мэр добавил, что горит еще 6-8 гектаров. А потом посетовал, что много лет в лесу ничего не делали, в итоге нет просек, разделительных полос и всего остального, что могло бы в критический момент остановить распространение огня. И подчеркнул:

– В наших лесах порой просека важнее воды.

Также прозвучало, что теперь будут обязательное патрулирование зеленых кварталов, запрет на любое посещение леса. Обещал помощь губернатор, но для этого надо подготовить конкретные предложения.

Пресс-конференция вышла короткой. У мэра опять спросили про дорогу на Приморский, он ответил, что проектирование идет, есть определенные сроки:

– В следующем году планируем закончить обе очереди. Там по-прежнему не решена проблема с некоторыми собственниками земельных участков. Люди хитрят, пытаясь заработать на непростой ситуации…

И вновь перешел на противопожарную тему. После известных событий 2010 года стали вырубать поврежденные деревья, а остатки складывали, чтобы потом сжечь. Когда начали сжигать, возмутились жители, увидев большие столбы дыма. Порубочные остатки перестали ликвидировать, они так и пролежали эти 10 лет. А сейчас, когда ветер погнал огонь, «запасы дров» заметно ухудшили ситуацию.

Мэр заявил, что порубочные остатки надо утилизировать по-другому, например, превращать в щепу, опилки, удобрения. Журналисты аккуратно поинтересовались:

– А где деньги на это?

– Деньги? Всё упирается в финансирование, значит, от чего-то откажемся. Кстати, обращаю ваше внимание: лес до сих пор не оформлен в городскую собственность…

Затем слово взяла исполняющая обязанности главы Центрального района Марина Железцова, обратившись к прессе с просьбой написать, что запрет на посещение леса нужен прежде всего самим жителям. И проиллюстрировала колоритным примером:

– В субботу я была на месте пожара, так из леса вылезли мужчина с женщиной, оба с вытаращенными глазами. Ведь могли сгореть там или задохнуться от дыма.

Мэр поддержал подчиненную, добавив, что человек – существо социальное и эмоциональное. Дескать, журналистам, независимо от собственной точки зрения, надо воздействовать на жителей, объясняя пагубность потребительского отношения к лесу.

Сергей Ростовцев, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 27 (1360) 16.07.21