В Тольяттинском краеведческом музее открылась выставка «Жигули заповедные»

выставка картин Жигули заповедные

На выставке представлено около 30 живописных работ, которые выполнили художники Самары и Тольятти в рамках первого всероссийского пленэра имени Спрыгина.

Легко можно догадаться, что акцию, посвященную основателю Жигулевского заповедника, организовало именно это природоохранное учреждение. Жигулевский государственный заповедник недавно отметил 95 лет. В честь юбилея, совместно с региональным отделением союза художников России, и была организована эта недельная акция, приуроченная к поре золотой осени.

Пленэр – художественный десант с этюдниками под открытым небом, первый, но он продолжает давнюю традицию. Старший научный сотрудник заповедника Галина Лебедева напомнила, что в лучшие и не забытые времена в селе Бахилова Поляна, где находится администрация учреждения, действовали творческие дачи для членов союза художников. Ведь осенью красота в горах неописуемая, так и просится на холст.

– Мы жили бок о бок и проводили совместные мероприятия, в том числе пленэры. В них участвовали не только профессиональные художники, но и учащиеся.

По мнению Галины Петровны, прекрасные виды, запечатленные и представленные широкой публике, убедят зрителей в необходимости сохранения уникальной территории. И еще люди поймут, почему не так просто попасть на территорию заповедника:

– Мы же не для себя ее сохраняем, а для будущих поколений.

Художникам же, в память о долгом сотрудничестве и в честь юбилея, разрешили посетить самые заповедные уголки Жигулей. Помимо горы Стрельной, мастера кисти поднялись на утес Шелудяк и мало кому, пожалуй, известную гору под названием Ботаничка.

Руководитель тольяттинского отделения союза художников Алексей Кузнецов, участник прежних пленэров, сравнил возможности современных художников и самого Ильи Репина:

– Илья Ефимович писал все-таки только Волгу, а тут – смотрите, какие виды!

Впечатлялись ими, по словам Алексея Михайловича, не только волжане, но и живописцы из отдаленных регионов. Надо полагать, что за первым пленэром последуют и другие, традиция возродится. Пока участников не так много, если судить по представленным в музее работам, и это в основном самарцы. Но уже на открытии выставки прозвучали пожелания принять участие в следующем пленэре.

Кстати, учащиеся художественной школы имени Репина из Тольятти тоже приезжали в заповедные горы – попробовать свои силы. Работники отдела экологического просвещения Жигулевского заповедника отметили, что работ написано намного больше, не все попали на выставку.

Не удивительно, что задействована площадка музея, он хоть и не художественный, но ведь краеведческий. У заповедника есть свой музей, он находится в Бахиловой Поляне, и помещение небольшое. Но и там выставки проходят регулярно, хотя проходимость и посещаемость с тольяттинским музеем не сравнить.

Работы написаны в реалистичной манере, сочными, пастозными мазками, яркими красками. Речные просторы, отливающие скупыми по осени солнечными бликами облака над кручами, причудливые силуэты засохших сосен, грустные синие лодки возле пристани в Зольном – это на самом деле очень красиво. Даже красивее, чем в действительности.

Во всяком случае, мне кажется, даже лучшая фотоаппаратура с самой качественной цветопередачей не может донести это богатство красок, осеннее настроение, свет, грусть, простор. Ведь художник даже с натуры пишет очень индивидуально, вкладывая в любой небольшой этюд частичку своей души.

Выставка работает в фойе Тольяттинского краеведческого музея (бульвар Ленина, 22) до 4 декабря 2022 года. Вход свободный.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

художник на пленэре в Жигулевских горах