В Тольяттинском художественном музее работает выставка «История российского дизайна 1917–2017»: Вход бесплатный

    Единственный в стране музей, посвященный дизайну, привез в Тольятти выставку, которая приоткрывает для нас секреты этого искусства в России за 102 года с момента его рождения.

    В отделе современного искусства ТХМ сегодня правит бал Московский музей дизайна, и это уж точно повод перечитать историю культурного наследия страны в этой сфере вместе с кураторами выставки и специалистами в области дизайна.

    Про первость

    Три пространства музея – три главных раздела экспозиции, в каждом из которых есть чему удивиться, от чего ахнуть и о чем спросить. Конструктивизм, советский период и современный дизайн, спонтанно дополненный региональным компонентом коллегами из Тольятти во главе с Николаем Кузнецовым: тольяттинцы развернули в день открытия выставки у входа в ОСИ планшеты, посвященные легендарной личности – Марку Демидовцеву.

    Кстати, в ОСИ в эти дни есть возможность послушать аудиогида или воспользоваться прологом от видеоэкскурсовода. И конечно, обратиться к собственному опыту и вспомнить имена русских конструктивистов, которые в двадцатые годы искали новый материальный мир и рождали его в сфере дизайна графического. А потому в первом пространстве музея – плакаты и книжные обложки, образцы тканей и умопомрачительно-революционная посуда, макеты мебели для рабочих. И никакого эстетства. И конечно, Владимир Маяковский, революционная первость которого позволила Элю Лисицкому использовать типографику – разномасштабные шрифты на обложке книги с поэмой «Хорошо».

    Первость – слово, на которое меня вдохновил раздел, посвященный авангарду и конструктивизму. Чего стоит только сервиз «Белый» от Казимира Малевича, выполненный в Императорском фарфоровом производстве Санкт-Петербурга. Малевич создавал не посуду, он нес идею. И хотя из идеи пить не очень, посмотреть на белый чайник и чашки радостно и весело хотя бы с точки зрения легенды, которую я с удовольствием услышала от куратора Ольги: «Заходите на чаек». – «Времени нет. Ну разве что на полчашечки…» Эти полчашечки и остались нам на память от Казимира Малевича и приехали из Москвы в замечательных ящиках, которые уже сами по себе предметы дизайна.

    музейный сервиз

    Агитки вместо рюшечек

    Текстиль – особый носитель политической, агитационной мысли. Мировой пролетариат должен был быть одет не в рюшечки и в цветочки, а в агиточки, в яркие геометрические рисунки, в броскую тряпочку совершенно нового времени. Конечно, ткани подлинные ушли на юбки и сарафаны. И износились. Зато музейщики восстановили для нас их образцы. И привезли в Тольятти. Вместе с удивительными революционными во всех смыслах этого слова плакатами той поры.

    Рассматривать и читать каждый плакат в зале авангарда – настоящее удовольствие просветительского толка. Сразу вспоминается фотографический талант Александра Родченко, донесшего до нас внешний масштаб поэта Маяковского.

    Здесь, на плакатах, у Родченко настолько сегодняшний язык, что уже кажется, что призыв пососать лучшую в мире соску иронично и броско написан именно сегодня. Актуальный Родченко – неравнодушная, живая реклама, пережившая эмоции того еще времени, плакаты «Лучших сосок не было и нет» или «Покупайте дешевый хлеб» датированы 1923 годом.

    музейный рекламный плакат

    Перспективное такси

    Художники-конструкторы Юрий Долматовский и Александр Ольшанецкий в шестьдесят втором придумали настолько перспективное такси, что надежный, маневренный, компактный, вместительный минивэн с ровным полом кузова и раздвижным багажником были бы функциональным счастьем для водителей такси и их пассажиров, воплотись он в жизнь. Но, увы… В массовое производство такси не попало. Зато один из двух опытных образцов честно отработал на улицах города целый месяц.

    Кроме него в советском периоде экспозиции представлены игрушки – конструкторы и русская неваляшка, а еще – космическая тематика в посуде, логотипы советских торговых марок и дамская услада советской домохозяйки, грезящей модой, – историческая швейная машинка «Тула». Первая советская машинка с электроприводом.

    игрушки совесткого периода в музее

    От Пирожкова

    В разделе «современный дизайн» патриотически настроенных тольяттинцев наверняка особенно порадует олимпийский факел 2014 года. Все потому, что его создал известный дизайнер с удивительно русской и съедобной фамилией – Владимир Пирожков, начинавший свою карьеру как раз в нашем городе.

    В дизайне этого факела ни одной прямой линии. Владимир пошел за образом жар-птицы, а еще точнее – ее волшебного пера. Литой алюминий, алый поликарбонат, внутренний желтый цвет – все это впечатляет и невпечатлительных. Так Пирожков тоже вел Россию к победам.

    Куратор выставки москвичка Ольга Дружинина на открытии экспозиции отдельно подчеркнула, что и этот факел, и все-все экспонаты исторической выставки приехали к нам, чтобы не только демонстрировать, но и образовывать.

    Теперь каждый может выбрать для себя способ погружения в историю дизайна России: на сайте ОСИ – мастер-классы и лекции по истории дизайна, которые как нельзя кстати уместны в городе, где сразу несколько вузов готовят профессиональных дизайнеров.

    Справка

    Теперь каждый может выбрать для себя способ погружения в историю дизайна России: на сайте ОСИ выложены мастер-классы и лекции по истории дизайна.

    Выставка будет работать до 27 июля 2019 года.

    Вход на выставку и лекции бесплатный.

    Адрес Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, ул. Свердлова, 3.

    Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»
    mail-ps@mail.ru