В Тольяттинском художественном музее можно увидеть работы Рубенса и импрессионистов

Когда видишь на афише тольяттинского музея фамилию Рубенса, сразу как-то приходит осознание, что речь, конечно, не идет о подлинниках.

Те из нас, кто видел картины Рубенса в Эрмитаже, знают, какого они размера и насколько сильны требования к экспонированию старинных и бесценных полотен. В Тольяттинском художественном музее недавно открылась выставка репродукций «Рубенс. Аллегория чувств». На ней можно увидеть 40 репродукций работ Питера Пауля Рубенса, которые раскрывают все грани таланта одного из самых известных художников Европы и мира.

Разумеется, художественные копии (которые надо воспринимать как специально обработанные цифровые фотографии) не дают сполна почувствовать автора – они сделаны не в натуральную величину и качество отпечатков не может удовлетворить истинного ценителя фламандского живописца. Тогда для кого же они? Выставка по сути – ликбез для людей, которые только начинают интересоваться творчеством средневекового классика. Главный плюс экспозиции состоит, пожалуй, в том, что там представлены работы не слишком известные, их нет в российских музеях и даже во многих альбомах, посвященных Рубенсу. Подлинники полотен находятся в мадридском «Прадо», Государственной картинной галерее Берлина, Музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе, Музее ди Страда Нуова в Генуе и в других не менее отдаленных от нас музеях.

Жанровые сцены, портреты, мифологические и религиозные сюжеты – все это присутствует, как и узнаваемый стиль художника в изображении людей. Ведь именно Рубенс первым стал писать человеческую кожу с множеством оттенков, как будто светящуюся изнутри, очень живую. А его манера изображать телесно «весомых» женщин (да и мужчин) давно стала даже не брендом, а уже мемом для шуток в художественной среде. Но шутки здесь неуместны, ведь люди жили тогда совсем по-другому, и идеалы красоты и здоровья были иными. Рубенс воплотил самые дерзкие идеалы искусства барокко, достиг вершин мастерства, создал свою школу, в которой учились многие известные живописцы. Число учеников мастера достигало небывалых масштабов, современники даже отмечали, что ему принадлежит целая «фабрика живописи».

Если бы во времена Рубенса уже была техника «жикле», думаю, он бы ее оценил. Именно в этой технике в залах музея можно увидеть еще одну выставку репродукций – «Клод Моне. Век импрессионизма». В этой экспозиции представлены пятьдесят репродукций картин самых известных художников-импрессионистов Монмартра XIX века — Клода Моне, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Гогена и нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога.

Помните подсказку? «Видите балерину – говорите «Дега». Импрессионисты второй век подряд вызывают безудержный интерес у ценителей живописи. Их работы безумного дороги, «раскиданы» по всему миру, и собрать самые значимые из них в одном месте нереально. Однако благодаря уникальным компьютерным технологиям можно полностью воссоздать шедевры на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка. При производстве делается множество снимков высокого разрешения, из фрагментов рождается «подлинник» в натуральную величину. Сохраняется даже печать времени в виде кракелюров.

В отличие от художественных копий, выполняемых маслом на холсте профессиональными художниками-копиистами, цифровая художественная репродукции — не имитация, а точное факсимильное воспроизведение подлинника – это и есть техника «жикле».

Работы, в которых художники как никогда отринули старое классическое искусство и заявили свой взгляд на мир, не могут оставить равнодушными. «Таитянские женщины на побережье» Гогена, «Звездная ночь» Ван Гога, «Большой канал. Венеция» Моне, «Понт Нёф» Писсарро, «Танцевальный класс» Дега – все вызывает восхищение и вдохновляет на новые знания. Новые экспозиции ТХМ ведут ту просветительскую работу, которую сложно переоценить, а экскурсии и лекции в рамках выставок помогут еще глубже узнать чаяния художников, которые каждый в свое время произвели настоящую революцию в искусстве.

Обе выставки будут работать до 2 декабря 2018 года, так что у тольяттинцев и гостей города еще есть время познакомиться с наследием старых мастеров поближе.

Адрес Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, бульвар Ленина, 22.

Елена Кочева, газета «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

работа полотно Рубенс

фото: «Площадь Свободы»