В Тольятти жители дома пошли в суд, чтобы сохранить свое жилье

дом 63 на Коммунистической

Жители пошли в суд, чтобы избавиться от проблемного статуса и сохранить свое жильё.

В Самарской области реализуется госпрограмма по переселению граждан из аварийного жилья. Их переселяют в новые квартиры, а ветхие дома просто сносят. В основном адресатами программы являются жители Самары. Даже в Жигулевске за последние семь лет переселили людей с 70 тысяч кв. м. жилья, построили для них новые дома. А вот в Тольятти всего один дом, который официально признан аварийным — на Мурысева, 83а. Также в свое время был признан таковым и дом на Коммунистической, 63.

Пробный шар

Как вспоминает экс заместитель главы города по имуществу и градостроительству Олег Захаров, работать в наш город он пришел как раз из Самары. И на тот момент, ни одного аварийного дома в нашем городе не было. Хотя было совершенно очевидно, что в поселке Портовом, Шлюзовом, в Комсомольском районе, наверняка, имеются дома, которые из-за своего технического состояния точно нуждаются в переселении. Вот и решили попробовать вступить в программу, которая гарантирует людям новое жилье. В качестве пробного шара был выбран дом на Мурысева. Дело в том, что одно из условий для включения в программу – проведение обследования здания. А оно проводится за счет собственников жилья. На Мурысева, 83а есть муниципальная квартира, поэтому обследование там смогли сделать за счет муниципалитета и получили необходимое заключение специализированной организации об аварийности дома.

Но все равно первый блин оказался комом. Название государственной программы, в рамках которой происходит расселение многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими сносу или реконструкции звучит так: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года». Дом на Мурысева, 83а признали подлежащим к сносу в 2021 году, поэтому в действующую программу он не попал. Вот когда это случится, тогда администрация организует мероприятия по расселению жильцов. Увы, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Каков процент аварийности?

Что касается дома на Коммунистической, 63, то никакой инициативы со стороны администрации в данном случае не происходило. В ГЖИ Самарской области поступило обращение от самих жителей, которые жаловались на состояние дома. Попытка привлечь Фонд капитального ремонта к решению этих проблем не увенчалась успехом, так как те работы, которые необходимо сделать по Коммунистической, 63, ФКР не может проводить. Их нет в перечне работ, которые выполняются в рамках капремонта. И выходов из этой ситуации было не много – либо проводить реконструкцию здания, либо просто снести дом и расселить его жильцов.

Именно специалисты ГЖИ, выйдя на место, увидели признаки аварийности в доме и обратились по этому поводу в администрацию. Затем дом посетила межведомственная комиссия, которая приняла решение об его аварийности.

Реконструкция, кстати, тоже подразумевает выселение граждан из жилья. Им предоставляется другое. А когда здание реконструируется, квартиры продают уже другим людям. Выселение обязательно. Ничего не поделаешь, такие прописаны правила.

Кроме того, вставал вопрос, откуда брать деньги на реконструкцию. Такой программы нет, государство на эти цели ничего не выделяет. А вот федеральная программа переселения из аварийного жилья вполне себе успешно работает. К тому же не стоило забывать об экономической составляющей. Реконструкция с учетом выделения квартир жильцам могла бы обойтись в 50 – 60 миллионов рублей. Что выгоднее государству – реконструировать старый дом или снести его?

Стоит ли говорить, какой шок испытали жители дома, узнав про открывшиеся перспективы. Известию о грядущем переселении они не обрадовались. А почему, рассказала собственник одной из квартир, Елена Орлова. По ее словам, дом внешне выглядит хорошо. Экспертизу состояния дома проводила специализированная организация из Магнитогорска, обладающая всеми необходимыми лицензиями. И она определила аварийность в размере 83 – 85%. Действительно, при таком раскладе дом подлежит немедленному расселению, потому что представляет реальную опасность для своих жильцов.

— Но, когда я стала смотреть экспертное заключение, у меня возникла масса вопросов. Например, на фасаде сколы, разрушение отделочных покрытий цокольной части — штукатурка облупилась. Общий износ деревянных элементов оконных блоков, простите, эти деревянные блоки на первом этаже — это муниципальное имущество. Есть даже такая вещь как потертые каменные ступени подъезда. Или потертые доски на входе в подъезд. Это всё стало причиной аварийности. И только две проблемы, одна из которых довольно серьезная. Она обнаружилась тогда, когда строители поднялись на чердак. Из-за ненадлежащего содержания дома, несвоевременного ремонта кровли вода поступала через отверстия и заливала периодически поперечную балку, на которую крепятся стропила кровли. Поэтому в одном месте она прогнила, — рассказала Орлова.

Ознакомившись с заключением, она попросила приехать в дом строительного эксперта, который вместе с ней облазил весь подвал и чердак. Так вот этот эксперт заявил, что износ дома составляет всего 25%. Не более. А то, что понаписали, всё подлежит ремонту и даже не капитальному, а текущему. За исключением балки, конечно, которую, несомненно, надо менять. Еще одна проблема связана с порывом канализации в подвале, который произошел в 2012 году.

— Мы видели, там имеется огромные трещины в одном месте. Когда мы обратились к проекту здания, техническому паспорту, то оказалось, что эти трещины не являются трещинами несущих конструкций. Это кирпичная перегородка, которая не несет силовых нагрузок. Как сказал эксперт, когда произошло затопление, дом повел себя так, как он должен повести себя на таком грунте — он просел. Но затем остановился. В итоге, по-нашему мнению, проблема была только в балке кровли, — отметила Орлова.

Суд пошел навстречу

Жильцы дома приходили на заседание комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию, где озвучивали свою позицию – они непременно хотели обратиться в суд, чтобы оспорить признание дома аварийным. Им просто хотелось сохранить свой дом, свои квартиры, свое жилье, которое им принадлежит.

В городской администрации к этому настрою жителей на Коммунистической, 63 отнеслись с пониманием. Никто не препятствовал данному волеизъявлению граждан. Но пока решения суда не было, то и люфта для других действий у чиновников не оставалось. На третьем этаже этого дома было перекрытие, и даже визуально было видно, что оно находится в аварийном состоянии. Нельзя сказать человеку, дескать, напиши, что оно не аварийное, возьми на себя эту ответственность, дом еще 100 лет простоит. А если завтра что-то обрушится и кого-то искалечит? Никто на себя это не возьмет.

Жители, действительно, обратились в Центральный районный суд Тольятти с исковым заявлением к городской администрации об отмене данного решения. И суд пошел навстречу истцам – было признано незаконным и отменено заключение межведомственной комиссии по признанию многоквартирного дома аварийным. В связи с этим в конце мая этого года было издано постановление администрации городского округа Тольятти о признании утратившим силу прежнего постановления «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома на ул. Коммунистической 63 аварийным и подлежащим сносу, сообщают «Городские ведомости».