В Тольятти завершился театральный фестиваль «Премьера одной репетиции» 2022

сцена из спектакля Эмиль Большая Голова
фото: «Вольный город Тольятти»

В конкурсную программу фестиваля «Премьера одной репетиции – 2022» вошло четыре театральных эскиза.

Три из них сделали московские режиссеры и художники, четвертый создан тольяттинкой.

Очень страшный

«Эмиль Большая голова» – спектакль талантливого тольяттинского режиссера Алены Савельевой. Алена заключила творческий союз с другой юной землячкой – Елизаветой Будко. И Лиза выстроила на сцене интересную, многозначную, прозрачную сценографическую картинку, в которой не спрятаться от боли, откровенно звучащей в этом спектакле для детей. «Эмиль Большая голова» – очень страшный спектакль», – говорит Алена.

Впрочем, и для взрослых, конечно же, тоже. Ведь большое, честное сердце Алены Савельевой не соврало и на этот раз: наш мир очень зависит от нас. А улететь на небо в счастливом воздушном корабле наверняка смогут не все.

Точно скроенный актерский ансамбль ворожил и завораживал на сцене вместе с художником и режиссером и оставлял на память горькое, но очень яркое послевкусие. Катя Зубарева, Яна Еприкян, Павел Зотов, Петр Зубарев, Саша Кудрявкин, Катя Стенина брали за живое и заставляли душу работать.

Хтонь без антракта

«Осеннюю скуку» (русскую хтонь без антракта) привезли из Москвы. И получили главный надрыв, безысходность, полузабытье и обозримый «распад личности».

Режиссер аранжировал дикую, убойную «скуку» поиском времени под часами без стрелок, авангардным кладбищенским вокалом с игрой на граблях, глобально философскими загадками и гулянием по вечному кругу в ореоле картонного погоста с именами классиков как паролей.

Говорили: «Сценография должна бы ассоциироваться с Егором Летовым и его «Гражданской обороной». Да и как не говорить, если анонс спектакля прямо сообщал о «великом и ужасном».

Тоска ухохатывалась, вопрошала о часах и указывала на безвременье. Она лезла из всех щелей на сцене, но режиссер Александр Баркар зачем-то без конца отсылал бедного Помещика (актер Олег Андюшкин) в партер.

Но герой возвращался ни с чем, живя в жанре полураспада на том громком, высоком трагико-патетическом заводе, который был задан то ли режиссером, то ли самим актером. От первой сцены мучительного угасания персонажа до финала эскиза.

Угасание монотонно рвало осенние струны обещанной вневековой тоски по неприменению в жизни под дерзкие и «ужасные», потусторонние репризы-страшилки от двух блистательных актеров из этого трио – Ирины Храмковой и Петра Зубарева. Мой голос – именно им.

Вот нам и притча

Еще одна московская история – сказочная притча по мотивам японской сказки «Семь морей» от режиссера Павла Кравца – с самого начала «запуржила» нас с терминологией. Притча это или сказка? Сказочная или не очень? И уж точно ли притча, если ни детский, ни взрослый зритель не дал знать во время обсуждения этого театрального эскиза, что сожрать чужую обезьянью печенку ради увеселения заскучавшей морской царевны Медузы не лучшее решение.

Доктор всех морей (актер Олег Андюшкин) после снадобий и уколов дал практический рецепт: царственное спасенье – в обезьяньей печени. Злодейство на сцене налицо: обмануть, заманить, убить, вырвать печенку и отдать ее на съедение заскучавшей красотке.

Приключения эффектной и в меру поэтичной Медузы (актриса Ирина Храмкова) – за гранью режиссерского добра и зла. Это ей предстоит уговорить и доставить печень до адресата.

На глазах у доброго зрителя по замыслу морского владыки (актер Рустам Фазулов) намечается убойное преступление. Замышляется нелегальная трансплантация органа, о котором автор умудряется сказать беспечному зрителю: печень – наше все. Этакое информбистро для людей и обезьян.

Жалко ли после лекции саму Мартышку, у которой собираются печенку изъять? Не тут-то было! Совсем наоборот: детвора в зале явно осуждает жертву драматургии и режиссуры: «Обманщица!» Малыш шести лет в этом твердо уверен, ведь она, хвостатая и сухопутная, всех водоплавающих перехитрила, спаслась, вернулась домой живой-здоровой, с целой и невредимой печенкой.

Реально ли донести подлинный смысл японской притчи о добре и зле, подлости и коварстве в этой театральной версии неяпонскому зрителю, вызывает сомнение.

Впрочем, дело решила природа счастливого морского брака: больная родила много морских деток, перестала скучать, устроила праздник и стала весело плясать вместе с несостоявшейся жертвой.

Вот нам и притча.

Дорогие другие

Москвичка Анна Башенкова поставила на сцене «Дилижанса» другую нечеловеческую, но очень человечную историю. Про Ежика. Она ее назвала «Не Ежик».

Ведь маленький колючий герой Михаила Гаврилова однажды расхотел быть Ежом. Ну просто потому, что играть с ним, колючим, зверье не хотело. Конечно, не просто так. А с подачи самовлюбленного красавчика по имени Заяц (Александр Палькин), который запросто увел у ежа его подружку Белку (Ксения Ворожейкина). Увел, легко разделив мир на своих и чужих. И уши у Ежика не те, и хвост не хвост, и колючки хуже мягкой шерстки.

Мини-драма с виртуозными прыгучими и летучими юными артистами труппы быстро подошла к положительному финалу. Малыши получили свое: очень простую сценографию, очень яркие костюмы, очень незамысловатый сюжет и очень симпатичную песенку в финале.

Рефрен песни «Дорогие другие» поставил музыкальную точку в сказке, справедливо адресованной именно трехлетнему зрителю.

Вне конкурса

Две режиссерские работы вошли в афишу «Премьеры-2022» вне конкурса. Достать билеты на «Белый пароход» по Чингизу Айтматову от Екатерины Зубаревой было огромной зрительской удачей. Аншлаг случился запрограммировано. Ведь этого эскиза от Кати, как и работу Алены Савельевой, ждали как событие. И оно случилось. «До мурашек», – почти в один голос говорили зрители во время обсуждения после спектакля Кати.

Второй спектакль привез на фестиваль еще один тольяттинский театр – «Вариант»: «Ах, Йозеф Мадершпрегер, изобретатель швейной машинки» по пьесе Вадима Леванова поставила Галина Швецова-Скрипинская.

Или как угодно

«Двенадцатая ночь, или Как угодно» от трижды номинанта конкурса «Золотая маска – 2022» Никитинского театра из Воронежа ошеломила зрителя своей открытой условностью, импровизацией на грани невозможного: здесь все играют всех, и только сам зритель дважды за спектакль нехитрым жребием распределяет роли артистам.

Попробуй выучить текст Вильяма для каждого его героя, и ты получишь этот результат: здесь все друг другу блистательные суфлеры и каждый актер – остроумный импровизатор. Ведь волей зрителя персонаж надевает на свои плечи роль практически без примерки.

Песочница – еще один сюрприз театра. Добыть и доставить песчаную часть сцены в немаленькую песочницу та еще задача для принимающей стороны! Песок грузили и выгружали со сцены чуть ли не всем миром. Но именно песочница во многом задает и форму, и пластику, и гэги, и неподражаемый почерк нового шекспировского героя, который, скорее всего, ближе к оригиналу, чем накрахмаленный классик от традиционного театра.

Нелепо пересказывать шедевр. Честнее остановиться на благодарности организаторам фестиваля, которые смогли уговорить, довезти, подарить своему фирменному фестивальному зрителю эту необыкновенно живую, дышащую, творящуюся на наших глазах, будто только что из-под пера Шекспира, молодую и очень талантливую работу.

В тему

Поздравляем

Лучшими актерами «Премьеры одной репетиции – 2022» решением зрителей стали Ирина Храмкова и Олег Андюшкин. Но вот диаметрально противоположные итоги основного и альтернативного голосования привели экспертный совет к неординарному решению: спектакля-победителя в этом году впервые в истории нет. Зато есть счастливая неделя, полная любви к театру. И есть «со-бытие», о котором говорить интересно.

Браво, фестиваль!

Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»