В Тольятти заложниками бюрократии стали слабовидящие дети

врач окулист

В детском саду «Филлипок» два года не могут решить проблему со специализированной помощью для детей.

Детский сад №5 «Филиппок» расположен в Центральном районе Тольятти. Он всегда славился весьма успешной работой с детками, имеющими нарушения зрения – позволяло оборудование, имеющееся в саду, и отлаженная за 20 лет методика. Врач приходил раз в неделю, делал назначения. Постоянная медсестра эти назначения выполняла. Ребятишкам польза, родители довольны. Но после того как медицинские услуги были выведены из образовательных учреждений и первичную медико-санитарную помощь стали оказывать работники поликлиник, возникла проблема в том числе со специализированной помощью для детей. У «Филиппка» закончилось действие лицензии. И, когда обратились за новой, столкнулись с препонами.

Может или не может детский сад осуществлять эту деятельность? С одной стороны, вроде бы может, если у него в штате будет врач, вернее – заместитель руководителя с обязательным высшим образованием по профилю, если будет медсестра и оборудование, прошедшее сертификацию, соответствующую нынешним требованиям.

– Процесс с пятым садом длится почти два года. С горем пополам мы сертифицировали оборудование – оно далеко не новое, некоторые единицы морально устарели, некоторое физически, – рассказывает бывший руководитель департамента образования Татьяна Терлецкая. – Руководитель детского сада пошла на то, чтобы хотя бы рамках внебюджетных средств обучить работника, которого сможет принять на работу в медицинский кабинет. Были внесены изменения в Устав учреждения, чтобы предусмотреть для детского сада такую возможность.

Подготовлен пакет документов для оформления санитарно-эпидемиологического заключения. Из всех аппаратов шесть готовы к использованию. Документы на лицензирование подали.

Но как пойдет дело, пока сказать не могу. При лицензировании важно показать, как будут решены два вопроса – по кадрам и оборудованию. Вот по оборудованию возникают сомнения – достаточно ли его, чтобы вести подобную работу?

Заместитель мэра по социальной политике Татьяна Леснякова считает, что существует много условностей, которые сводят к нулю все попытки вести коррекционную работу с детьми в рамках образовательного учреждения. По ее мнению, самый правильный путь – заключить договор на безвозмездное предоставление помещения под оказание медицинских услуг – с тем, чтобы именно медицинское учреждение там эти услуги организовало. Но в поликлинике №2, куда неоднократно обращались за помощью, только разводят руками.

– То, что просит детский сад, не входит в компетенцию оказания первичной медико-санитарной помощи, – говорит главный врач поликлиники Сергей Переседов. – Изменилась нормативная база. Сейчас четко прописаны все виды медицинских услуг и видов деятельности, которыми занимается медицинская организация. В детском саду применяется коррекционная методика, не медицинская, и носит она социально-реабилитационный характер, образовательный. «Коррекция» – такого термина в медицине нет. У нас есть восстановление, реабилитация и лечение. Да, офтальмологи знают о коррекционных методиках, они внедряются в стране. На них работают, но мы их точно не лицензируем. До меня два предшественника пытались заниматься этим вопросом, встречались с замминистра, с юристами. Этот вопрос прорабатывался на уровне Минздрава, но безрезультатно.

Возникает вполне закономерный вопрос: если в детском саду по нынешним нормам аппаратура не медицинская (закупали ее в 80 – 90-е годы, когда были другие критерии), и ни одного вида медицинских услуг на ней не оказывается, зачем тогда получать лицензию? Ответить на этот вопрос за два года так никто и не смог. Работа с детьми в детских садах, таких как «Филиппок», в рамках специальных коррекционных программ для детей с нарушениями зрения рекомендована Министерством образования РФ. Но, увы, она не предусмотрена порядком оказания медицинской помощи, утвержденным Минздравом. В Тольятти есть еще два детских сада, аналогичных «Филиппку» – в Комсомольском и Автозаводском районах. И у них тоже скоро закончится лицензия…

Галина Амплеева, заведующая детским садом «Филиппок»:
– В специализированной помощи в нашем детском саду нуждается 60 детей. 20 с лишним лет все это было – родители приводили ребенка в сад и спокойно шли на работу. Не надо искать, куда малыша повести, к какому врачу, не надо каждый раз куда-то ходить. Когда ребенок может получить помощь в детском саду – это гораздо удобнее. Педагоги с ними занимаются.

Лечебный эффект закрепляется специальной образовательной деятельностью. Всегда был хороший результат. Вот родители и просят вернуть все назад. Мы все сделали, чтобы снова пройти лицензию. Наши аппараты прошли проверку, кабинет отремонтировали, сейчас ждем санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что в нем можно проводить лечение.

Осталось пройти последний этап – лицензионный отдел. Через два месяца будет известно, прошли ли мы его. Есть такое требование в лицензировании – трудовые договоры с медиками. А трудовой договор может заключаться только с человеком, которого я беру в штат. Но я не могу: нет таких единиц в нашем штатном расписании. У нас муниципальное задание только на образовательную деятельность. Получается заколдованный круг. Что-то надо делать, чтобы этот круг разорвать.

врач окулист

Еженедельное рекламно-информационное издание «Вести региона»