В Тольятти средняя зарплата 37 000 рублей

Новости Тольятти augustnews.ru

Кто в Тольятти зарабатывает 37 тысяч рублей? Этим вопросом неожиданно решили озадачиться депутаты городской думы, выслушавшие на очередном своем заседании отчет мэрии о социально-экономическом положении в Тольятти. Почему неожиданно? Просто в прошлых созывах на этот счет звучали лишь отдельные реплики, а сейчас под напором недовольства избирателей народные избранники очень хотят выяснить, откуда же все-таки появилась цифра в 37 тысяч рублей? 

Выступавшая перед депутатами заместитель руководителя департамента экономического развития Елена Демидова рассказала, что в городе продолжается рост промышленного производства (примерно 63 процента выпускаемой продукции связано с автомобилестроением, 24 процента – с химией), увеличиваются объемы инвестиций, уровень безработицы не вызывает серьезных опасений, а средняя зарплата на крупных и не очень предприятиях приближается к 37 тысячам рублей.

Казалось бы, достаточно безоблачная (на бумаге) ситуация, однако на деле получается, что, несмотря на сплошной позитив, народ из Тольятти продолжает уезжать в больших количествах (за первое полугодие более тысячи человек переселились в другие города). Сохранять численность за счет высокой рождаемости уже не получается, поскольку в период репродуктивного возраста вошло малочисленное поколение 90-х. Как результат – количество постоянного населения Тольятти по состоянию на 1 июля составляло 705 400 человек, а к концу 2018-го ожидается, что оно уменьшится до 703 600. Говорить о вымирании города пока преждевременно, однако, теряя за полгода по полторы-две тысячи «душ», вряд ли можно говорить о радужных перспективах.

Что касается депутатов, то они не вдохновились позитивными речами докладчицы (наверняка понимают истинное положение), так что, обойдясь без хвалебных речей в адрес борющейся с кризисом мэрии, сказу перешли к сути.

– Мы хотели бы запросить дополнительные сведения, касающиеся того, сколько человек на крупных предприятиях реально получают 37 тысяч рублей в месяц, – взяла слово Татьяна Никонорова. – Интересуют данные без учета зарплат руководителей или с разбивкой. Кроме того, есть мнение, что нужно запросить у администрации информацию о состоянии зарплат муниципальных служащих. Очень хочется понять, насколько велика разница в доходах руководителей и простых служащих.

Задумка неплохая (отметим, что не все читатели «Вольного города» согласны с данными, которые публикуют статисты), однако не факт, что крупные заводы захотят предоставить подробную информацию о зарплатах. Они ведь не государственные и вполне могут сослаться на конфиденциальность. Кстати, большая часть трудоспособного населения работает на предприятиях малого бизнеса (Демидова это подтвердила), где средняя зарплата составляет около 20 тысяч рублей. Тем не менее в большинстве отчетов почему-то фигурирует именно 37 тысяч рублей. Неужели кем-то дана установка завышать цифры, чтобы показать Москве и Самаре, что ситуация стабильна и чиновники со своей работой справляются?

– Насколько мне известно, начальники цехов, участков, бригадиры и прочие входят в эту статистику, а топ-менеджеры (то есть управленцы высшего звена, – прим. авт.) – уже нет. Многие из них вообще по контракту работают! – вставил пару предложений спикер Николай Остудин. – Не забывайте, что контракт – вещь закрытая, и никто не имеет права его разглашать. Поэтому нужно понимать, что мы разделить хотим: начальников цехов и отделов?

Еще депутаты заинтересовались таким явлением, как скрытая безработица. Данные центра занятости, в которых фигурируют состоящие на учете 3 800 человек, их не устроили, поскольку многие просто не регистрируются либо со временем перестают ездить отмечаться, предпочитая таксовать или подрабатывать грузчиками.

– Понятно, что официально такой статистики не ведется, но, может быть, исходя из каких-то формул или предположений удастся вычислить примерное количество…– вслух поделился мыслями Остудин. – Сложно понять, получим ли мы ответ… Все знают о скрытой безработице, но как ее оценить?

– Такой информации нет, но можно обратиться в федеральные службы статистики с целью оказания помощи, – прозвучал по сути пустой ответ Елены Демидовой, однако он почему-то присутствовавших устроил.

– Не надо изобретать велосипед, – предложил сын известного в городе коммунальщика Иван Попов. – Есть же количество трудоспособного населения. Так вот, нужно вычесть из этой цифры тех, кто работает официально, а также студентов и школьников, чтобы представлять реальное количество безработных.

Далее перешли к социально-экономическому прогнозу на следующий и последующие годы. Было озвучено три варианта, предусматривающих сдержанный, умеренный и высокий темпы развития. Последний называют целевым, хотя все они предполагают увеличение объемов производства. Многого ждут от автомобилестроителей, химиков и, конечно же, от священной для многих чиновников территории опережающего социально-экономического развития. Убыль населения постепенно должна уменьшиться (хотя сохранить 700 тысяч, скорее всего, не удастся), ведь из преуспевающего города уезжать никто не захочет, да и мигранты из других регионов снова потянутся в Тольятти на заработки. Такие вот фантазии, а как будет на самом деле – узнаем через пару-тройку лет.

Любопытно, что, коснувшись муниципального сектора экономики, Демидова отметила, что растет прибыль у предприятия «Спецкомбинат», которое, как известно, занимается похоронным делом. На лицах многих журналистов появились улыбки.

– Ну хоть кто-то извлекает пользу из нынешнего сложного времени! – сказал один из коллег.

Депутаты шутить на эту тему явно не собирались, и хотя Николай Остудин попросил их по возможности не задавать вопросы представительнице департамента экономического развития (видимо, знал, сколько их накопилось), сдержать порыв коллег не сумел. Одни интересовались статусом муниципального учреждения «Зеленстрой» (есть идея организовать на его базе лесничество), другие просили предоставить информацию о деятельности управляющей компании № 4 (какие активы выводились, что из имущества было продано?).

– Что за ситуация с автотранспортным предприятием № 1, которое с 2007 года находится в процессе ликвидации? Сколько бюджетных денег было уже на этом потеряно?

– Оно находится в стадии банкротства, которое инициировал не муниципалитет, а иное лицо. Следовательно, никаких затрат из городского бюджета не требуется. Вопрос рассматривается в арбитражном суде. Процедура долгая, и конца ей на сегодняшний день не видно.

– Как известно, скоро граждане начнут перечислять деньги за утилизацию мусора региональному оператору. Хотелось бы в связи с этим уточнить, какова перспектива у завода по переработке твердых бытовых отходов, где город имеет 50 процентов активов? Будет ли он задействован оператором?

– Администрация за последнее время направила четыре письма в областное министерство ЖКХ по поводу включения данного общества в схему обращения с отходами. На текущий момент оно туда не включено.

– Планируется продажа имущества тольяттинского троллейбусного управления на сумму более 100 миллионов рублей. О чем конкретно идет речь? И каково вообще сейчас состояние этого транспортного предприятия?

– Речь идет о продаже базы отдыха «Тихие зори», а также производственно-административного комплекса на Южном шоссе и диспетчерского пункта КВЦ на общую сумму 108 миллионов рублей. Что касается текущей деятельности ТТУ, то есть положительная динамика в части увеличения пассажиропотока, что позволяет выйти на безубыточность.
Апофеозом заседания стало голосование за то, чтобы принять в первом чтении бюджет города на 2019 год. Его доходы должны составить 7,1 миллиарда рублей, а расходы – 7,3, без учета средств, которые наверняка поступят из Самары и Москвы. Особых противоречий по этому поводу у представителей фракций не возникло, правда, проголосовав «за», народные избранники затем предоставили огромный список дополнений, который требуется обсудить в рамках согласительной комиссии и, возможно, предложить к принятию во втором чтении.

Кроме того, мэрии рекомендовано постепенно отказываться от коммерческих кредитов (город много лет живет в долг, поскольку тратится больше, чем зарабатывается), заменяя их бюджетными, с пониженной процентной ставкой. Идея хорошая, однако не факт, что удастся привлечь средства в необходимых объемах именно на таких условиях.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 46 (1225) 16.11.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

фото: augustnews.ru