В Тольятти состоялся фестиваль музыки и искусств «Тремоло» 2019

Фабио Мастранджело дирижирует оркестром на "Тремоло"
фото: Дмитрий Рузов

В первые дни июля в Тольятти традиционно прошел фестиваль музыки и искусств «Тремоло».

Его посетили почти две тысячи человек. Вместе с двумя оркестрами и солистами они смогли насладиться и прекрасной музыкой, и волжскими закатами, и ветерком, благо погода не подкачала и комары не мешали.

Коротко и звонко

Предшествовала фестивальной программе пресс-конференция, где журналистам обозначили специфику нынешнего фестиваля. Все и так заметили, что он стал компактным и занял всего два дня против четырех, как в былые годы. Это объясняется проблемами с финансированием. Директор «Тремоло» Алексей Возилов и художественный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело поделились своими знаниями о стоимости подобных фестивалей в Москве, Татарстане и у нас.

Получилось, что в Тольятти дешевле всего (благодаря площадке-партнеру), но на данный момент не окупается. Тем не менее организаторы фестиваля смотрят в будущее с оптимизмом и, в частности, планируют развить до крупного проекта фестиваль «Тремоло детям», что набирает обороты и географию год от года. Напомним, он состоит из конкурса рисунков «Музыка на бумаге» и творческих мастер-классов. Конкурс в этом году проводился уже пятый раз, собрал более 300 участников и впервые вышел за рамки Самарской области. В оргкомитет поступили работы из Башкортостана, Саратовской области, Подмосковья, Ессентуков и даже Петрозаводска. Особенность конкурса состоится в том, что лучшие работы превращаются в открытки. Как рассказала креативный директор фестиваля Елена Стрельникова, гости приобретают открытки на память о фестивале, с годами собирают целые коллекции или отправляют друзьям.

Страсть и любовь

В первый день на сцене блистали маэстро Фабио Мастранджело, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» и лауреаты Международного конкурса «Великая опера. Голоса будущего» Валерия Бушуева, Екатерина Курбанова, Тигрий Бажакин и Савелий Андреев с программой «Страсти по опере».

2 июля волшебство творили симфонический оркестр Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского под управлением Романа Аранбицкого и солисты московского театра «Новая опера им. Е.В. Колобова» Дмитрий Сибирцев, Георгий Фараджев, Дмитрий Бобров, Илья Кузьмин, Мария Буйносова и Анна Синицына. Этот концерт назывался «Будь моей любовью» и отличался от предыдущего маститостью вокалистов и более легкой программой, куда затесались номера из мюзиклов и оперетт (за арию Мистера Икса отдельное спасибо).

– Каждый год на «Тремоло» мы стремимся приглашать разные оркестры и разных солистов. Более того, выбираем музыкантов из других городов, не из Тольятти. Делаем так по трем причинам. Во-первых, неожиданности – это всегда приятно. Во-вторых, так мы показываем тольяттинцам то, чего обычно они не видят в городе, привозим новое, расширяем кругозор зрителя. А в-третьих, это помогает глубже понять музыку. Разные оркестры – это разный стиль игры. Послушав многих, зритель может оценить нюансы того или иного исполнения. Так формируется вкус к музыке, – рассказал художественный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело. – В этом году у нас получилось шикарное оперное гала. От Доницетти до Пуччини, до Римского-Корсакова, и даже Корнгольд. А как звучали голоса! Меццо-сопрано, сопрано, тенор и баритон – благодаря им огромный спектр разной музыки мы смогли показать на «Тремоло-2019».

Если на секунду отвлечься от музыки, то в первый день всем запомнилось появление на сцене Валерии Бушуевой (девушка месяц назад сломала ногу, но выступила блестяще, исполняя сложнейшие партии), а во второй день публику повеселил бесстрашный воробей, присевший сначала на голову скрипачке оркестра, а чуть позднее удостоивший той же чести Георгия Фараджева.

Приключение итальянца в России

Занятно, как отлично вписался в жизнь нашей страны Фабио Мастранджело, он не только считает себя «русско-итальянцем», но порой начинает фразу со слов: «У нас в России…» На мой взгляд, программа фестиваля получилась очень итальянской, ведь любимые композиторы маэстро – Пуччини, Верди, Доницетти и Леонкавалло. Последний, правда, прозвучал лишь в музыкальной цитате в песне из оперетты Дунаевского.

Тремоло» является фестивалем для популяризации классической музыки. Как крутящийся волчок, программа из года в год делает много повторов в репертуаре, то поднимаясь на фуникулере на Везувий, то бесконечно страдая по Кармен, но попутно вовлекает и новых людей и новые номера. Думаю, никто не усомнится, что на этом пути тольяттинцев и гостей города ждет еще много открытий.

В завершение фестиваля директор «Тремоло» Алексей Возилов поблагодарил зрителей за то, что пришли, и пригласил на следующий, тринадцатый, фестиваль музыки и искусств «Тремоло», который состоится ровно через год.

Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области:

– Проводить фестивали без поддержки государства очень сложно. Все тяжелее привлекать внебюджетные средства. Мы видим это и по другим фестивалям. Например, Грушинский просто закроется без бюджетной поддержки. «Тремоло» легче. С одной стороны, есть прибыль с продажи билетов. Но с другой – тяжелее: весьма серьезные затраты на организацию, которые не окупаются прибылью с продаж. Отпугнуть аудиторию ценой на билет нельзя. Так что, конечно, министерство будет искать возможность поддержать фестиваль и хотя бы компенсировать часть расходов.

Исторический детектив от маэстро Фабио Мастранджело:

– Недавно у нас в Санкт-Петербурге случилась буквально детективная история. Началась она в XVIII веке. Екатерина II, которая любила музыку, пригласила ко двору двух итальянских композиторов – Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза. Они работали в Санкт-Петербурге, один семь лет, а другой девять, и написали за это время много прекрасных произведений. Екатерина была счастлива. И когда музыканты захотели вернуться в Италию, она подарила каждому по самому лучшему инструменту, какие только существовали в то время. Это было нечто среднее между клавесином и фортепиано. Так вот недавно их нашли в консерватории в Неаполе. У кого-то хватило смелости их отреставрировать. Один не удалось восстановить полностью, – другой оказался в изумительном состоянии – и мы вернули его в Санкт-Петербург и сделали концерт! Играли на этом инструменте те самые произведения, которые Паизиелло и Чимароза написали, когда жили в России. Это было просто шикарно!

Елена Кочева, газета «Площадь Свободы»

художественный руководитель фестиваля "Тремоло"