В Тольятти слишком дорогой проезд! Сидите дома!

остановка троллейбуса

В нашем городе стоимость проезда на общественном транспорте не укладывается в социально обоснованный тариф. Иными словами, доходы тольяттинцев несколько малы для существующей стоимости проезда на городском транспорте. Но проезд опять подорожал.

Первого ноября снова подорожал проезд на общегородском транспорте. Первыми эту новость узнали пассажиры маршруток из объявлений, в которых перевозчик грозился увеличить стоимость еще с 17 октября.

Позже информацию подтвердил глава города на аппаратном совещании. Николай Ренц сообщил, что вопрос повышения стоимости обсуждается в стенах администрации, а также добавил: «…Поскольку выросла себестоимость проезда. Связано это с ценами на топливо, запасные части, резину, масло… Кроме того, нам надо повышать зарплату работникам. Персонала в городе не хватает, его активно пытаются набирать, а значит, люди смотрят и выбирают, где доходы больше».

«Для того, чтобы сохранить пассажирские перевозки, планируем в ноябре… Наверное, в ноябре повысим стоимость, – предположил глава города. – Скорее всего, будем делать это в два этапа: в этом году и в следующем, чтобы повышение не было сразу таким серьезным».

Нам же на ум приходит старая восточная мудрость о том, что лягушку нужно варить медленно, иначе она выпрыгнет из котелка. Резкие повышения температуры, то бишь – платы за проезд, нежелательны.

Маршрутки битком!

Запомним главное – «себестоимость проезда выросла», «повышение будет серьезным», «сохранить муниципальный транспорт». То есть слова Ренца, видимо, нужно понимать в том ключе, что после значительного роста стоимости проезда ситуация с транспортом в Тольятти лучше не станет.

Сегодня жители Тольятти говорят, что утром на работу они добираются в переполненных маршрутках. Для того чтобы наверняка втиснуться в маломерный автобус и не опоздать на работу, некоторые горожане специально выходят из дому значительно раньше, потому что ближе к 8 часам шансы попасть в маршрутку стремятся к нулю.

Особенно трудно тем, кто добирается до детсадов или школ: в переполненных маршрутках за детей просто страшно. Буквально пока набирался номер, социальные сети сообщили, что в Тольятти в ДТП, произошедшем по вине водителя маршрутки, пострадал 5-летний ребенок.

Итак, ездить в маршрутках страшно. А что же делать, если ехать необходимо, а муниципальные автобусы из АТП-3 по нужному маршруту не ходят?!

В пиковое время и автобусы большой вместимости плотно заполняются пассажирами, а в межпиковое ждать приходится муниципальный транспорт долго. После 20-21 часа, замечают горожане, передвигаться на общественном транспорте по городу почти невозможно, многие маршрутки ходить перестают. А нередко водители категорично отказывают пассажирам добраться до указанной конечной остановки, заявляя, что «машина далше нэ едэт».

Обычно это случается, если в маршрутке остаются один-два пассажира. Новостная лента тольяттинских социальных сетей забита роликами возмущенных граждан, которых водители маршруток не хотят везти в Приморский и Подстепки.

Словом, если нужно вечером съездить из одного района в другой, без такси не обойтись. Только и тарифы такси в вечернее время значительно дорожают в цене. Так что дешевле сидеть дома.

Вообще, тольяттинцы замечают, что после окончания пандемии как будто часть автобусов и маршруток куда-то исчезла. Неужто не пережили пандемию?

Социально не обоснованный тариф

Ценовая доступность характеризует качество обслуживания на транспорте через призму финансовых возможностей потенциальных пассажиров. «Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) – стоимость разового билета, рассчитанная с учетом среднедушевых доходов населения, – говорится в предисловии к рейтингу. – Он определяется исходя из предположения предельно допустимых трат на общественный транспорт в размере не более 7% от доходов населения и совершения 52 поездок на общественном транспорте в течение месяца, что было установлено в качестве нормы в месячной корзине потребителя».

В Тольятти социально обоснованный тариф, по расчетам экспертов, составляет 28,4 руб., а средняя стоимость проезда при этом выше на 4,4 руб. – 32, 8. Ну а если быть более точным, плата за проезд в Тольятти на муниципальных автобусах составляет (совсем скоро будем говорить «составляла») 32 руб., а на коммерческих маршрутках, где не действуют проездные, – 33 руб. по району и 35 – между районами. Стоимость проездного – 1728 руб. Только на маршрутках он бесполезен, а на муниципальном автобусе не всегда можно добраться до нужного места. Так что проездной в Тольятти необходим далеко не каждому студенту или пенсионеру.

Кстати, в большинстве городов нашей страны социально обоснованный тариф ниже стоимости проезда. А по разнице между ними со знаком «плюс» лидирует Самара. В губернской столице разрыв между социально обоснованным тарифом (28,4) и стоимостью проезда до 1 ноября 2023 года составлял 7,3 руб. (средняя стоимость – 35,7 руб., при оплате картой – 33 руб.).

В Москве социально обоснованный тариф составляет 67,5 рублей, средняя стоимость проезда – 61 руб. При оплате картой – 46 руб. – есть возможность значительно сэкономить. В Санкт-Петербурге оплата по безналу тоже значительно удешевляет проезд. Средний билет стоит 55,7 руб., по безналу – 41,9 руб. При этом стоимость социально обоснованного тарифа 49,5 руб. (Указанная стоимость до 1 ноября 2023 года.)

А в среднем…

Чтобы оценить физическую доступность городского транспорта, эксперты в том числе изучали курсирование маршрутов в вечернее время.

Выяснилось, что в Тольятти с этим всё плохо. Горожане знают, что уехать вечером можно только на такси.

У нас лишь 16% транспортных средств отслеживается онлайн. Похоже, что отслеживается лишь 6% автобусов, ну и все троллейбусы, составляющие 10% парка Тольятти.

Зато среднее время ожидания конкретного маршрута, согласно рейтингу, составляет всего 11,8 минуты, а любого – 1 минута. Но в это сложно поверить тольяттинцам, особенно без онлайн-отслеживания. Особенно мне, лично подвозившему с Фрунзе знакомую с больной ногой. На морозном ветру она два часа ждала маршрутку. И не дождалась. Позвонила моей жене, жена – мне. Я сорвался пораньше с работы, чтобы довезти больную женщину до дома. Такси женщина позволить себе не может. Зарплата не позволяет. На остановке также окоченел от ветра подросток лет 17-ти. Я предложил ему ехать с нами. «Мама мне уже такси вызвала…» – пролепетал подросток синими губами. Вот про такое «минутное» ожидание знаю я…

Средняя стоимость проезда общественным транспортом в прошлом году выросла с 25,1 до 27,7 рубля. Средняя стоимость проездного билета увеличилась с 1571 до 1728 рублей (почти на 10%), что в целом несколько отстает от динамики роста среднедушевых доходов населения, которые, согласно данным Росстата, увеличились в 2022 году на 13,5%. И это позволило большему числу городов уложиться при определении стоимости проезда в социально обоснованный тариф.

Но в Тольятти тарифы на городские перевозки, согласно рейтингу, не являются социально обоснованными. Однако стоимость проезда всё равно растет!

Олег Веселов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 07.11.2023