В Тольятти работает выставка работ Константина и Марины Худяковых «Искусство глубокого погружения»

работа Константина Худякова
фото: «Вольный город Тольятти»

«Искусство глубокого погружения» – так называется новая выставка, действующая в Музее актуального реализма. Инновационные технологии в изобразительном искусстве демонстрируют работы Константина и Марины Худяковых.

Константин Худяков – вице-президент Российской академии художеств, президент Творческого союза художников, академик. Родился в Саратовской области в 1945 году, окончил архитектурный институт в столице. В 70-е и 80-е годы работал в центральном музее Ленина, занимался дизайном выставок и музейных комплексов как в России, так и за рубежом. А в 90-е переключился на искусство с применением цифровых технологий.

Что это такое, уже знакомо посетителям музеев и биеннале «Красные ворота/против течения». Константин Васильевич стал автором этого уникального проекта, который путешествует вверх по Волге с передвижными выставками, обязательно посещая региональные столицы и Тольятти.

Обычно несколько и своих работ представляет в вернисаже маэстро. На сей раз мы смогли более подробно ознакомиться с несколькими проектами Худякова: «Hotel Russia», «Deisis/Предстояние», «Световая природа женщины» и другие, а также с несколькими работами его супруги. Обычные представления об изобразительном искусстве при созерцании этой выставки разрушаются, а новые сформировать без некоторых подсказок очень непросто.

– Я 30 лет был обычным живописцем, – рассказал о своем творческом пути сам автор на вернисаже, – и был вполне удовлетворен. Но когда появились компьютеры, я смог оценить новые возможности, которые появились у изобразительного искусства. Нельзя сравнивать цифровые технологии с живописью, графикой или кинематографом. Хотя с последним, впрочем, есть и много общего, как и с современной цифровой фотографией.

Всё, что вы здесь видите – это промежуточный момент в моем творчестве. Каждая из картин несет в себе ресурс того самого глубокого погружения. Каждая картина – это слепленная театральная сцена с освещением, актерами, это чистая сценография. Я работаю подобно театральному художнику, но, в отличие от него, не ограничен в выборе материалов.

Константин Васильевич пояснил, что на его картинах запечатлен один из моментов развивающего действия, в которое можно «погрузиться, плавать и перемещаться».

– Вам нужен будет только смартфон…

При наведении фотокамеры на куар-код скачивается приложение, и с его помощью зрители действительно погружались в картины, проходили вглубь «холста», обходя фигуры странных персонажей, например, в произведении под названием «Утро стрелецкой казни».

Но изображены на этой работе в сложной технике «холст, ультра-хром-принт/дополненная реальность» отнюдь не исторические персонажи, как на известном шедевре Сурикова. Хотя что-то общее есть в композиции, пусть и движущейся при наведении камеры. Абсолютно другой колорит и фигуры напоминают персонажей компьютерной игры.

Собственно, наведя камеру с приложением на картину, зритель скорее включается в занимательную игру, нежели в аллюзию с историческим событием.

Есть и другие работы с известными названиями: «Не ждали», «Явление Христа народу». Они тоже, если и напоминают своих знаменитых предшественников, то только композиционным решением. Одна из работ имеет длину 12 метров и суперзамысловатую композицию!

«Поиграть» с телефоном можно и перед стереопортретами представителей рода Строгановых: Аникея и Григория.

Художник рассказал о своем проекте с музеем в пермском Усолье, в рамках которого создан ряд портретов богатейших солепромышленников в технике «стерео-лайт-панель/дополненная реальность». На экране телефона, наведенном на панель, портрет оживает, крутит головой и глазами. Бородатый Аникей подносит к глазам большой мутный кристалл каменной соли, а его потомок в белокуром парике открывает изящную табакерку.

Натуралистичность изображений убеждает в реальности прототипов этих исторических личностей. Но для создания образов художнику требуется огромная работа.

Еще один «портретный» проект, представленный на выставке несколькими работами, – «Deisis/Предстояние». «Deisis» по-гречески – моление. В церковной терминологии есть понятие «деисусный ряд» – это изображения Иисуса, Богоматери, Иоанна Крестителя и других святых в самом главном нижнем ряду алтарного иконостаса.

Константин Худяков создал эти портреты при помощи обработки тысяч цифровых фотографий современников, смонтировав из них настолько реалистичные и пронзительные портреты не существующих на самом деле людей:

– Это своего рода мистификация, по новому представляющая современную иконографию. Автор не стремится передать реальные лица натурщиков, изображающих Христа, Богоматери и апостолов – он скорее работает над созданием неких психологических портретов. Занимается, по его словам, «психологической дешифровкой символического кода православной традиции».

Технология создания портретов, таким образом, несколько схожа с составлением фоторобота, но результат впечатляет намного сильнее! Вот как описывает ее автор:

– Я искал моделей на улице, в очередях, смотрел малоизвестных актеров и фотографировал их лица. Потом эти сфотографированные части лиц монтировались и обтягивались человеческой плотью с помощью компьютерных программ. В итоге получились лица святых, сотканные из множества лиц мирских людей…

По той же технологии создаются и пейзажи проекта «Hotel Russia». В частности, из тысяч цифровых деталей собрана картина «Царевщина. Заречка». Это родное село Худякова в Саратовской области. Рядом для сравнения – выполненный маслом на холсте вид тех же домов с того же ракурса. Это работа казанской художницы Ланы Медвецкой «Облака над Царевщиной».

Конечно же, цифровой ультра-хром-принт создает более реалистичное впечатление. И намного более реалистичное, чем если бы кто-то попытался охватить всю панораму одним кадром. Потому что это не совсем и не только изображение:

– Проект «Hotel Russia» – это сотни и тысячи гигабайт о нашей действительности, ее многообразных фрагментах, знаковых явлениях, о быте российского общества, о прошлом и настоящем. Это как бы художественный двойник мира, в котором мы живем: его сути, плоти и духа, драматической истории и реальности…

При этом представленные работы Худяков назвал «промежуточным моментом» в своем творчестве. Вспомните: когда появилась фотография, сначала простая, черно-белая, пленочная, многие подумали, что на этом закончится живопись. Нет, она стала развиваться и… поглотила, впитала в себя новые возможности уже цифровой фотографии. Что же дальше? Художник рассуждает:

– Возможно, вообще всё, что мы видим вокруг: цифровой мир, виртуальная реальность, запрограммированная высшим существом. Киберпространство, где человек уже сейчас может создать свою вселенную, – предтеча будущего искусства, самых совершенных картин…

Фильм такой был в 90-е – «Матрица». Люди жили в вымышленной реальности, а те, кто из нее вырывался, были поражены, как же тускл и невыразителен мир реальный, даже еда в нем лишена вкуса. Что лучше тогда: реальность или виртуальность?

– На сегодняшней выставке для погружения в виртуальную действительность достаточно смартфона. Но по-настоящему глубокое погружение будет происходить в шлеме. Такой шлем уже создан. Он абсолютно комфортный, его можно вообще не снимать, за ним большое будущее.

А если мы уже в матрице, если уже в шлеме?..

Выставка «Искусство глубокого погружения» работает в Музее актуального реализма по адресу: ул.Юбилейная, 25 до 18 мая.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»