В Тольятти работает выставка «История российского дизайна 1917-2017»: Вход свободный

музейный рекламный плакат
фото: «Площадь Свободы»

В отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея работает выставка «История российского дизайна 1917-2017».

Экспозиция размещена в трех залах, в соответствии с разделами, посвященными трем этапам: конструктивизму (1917-1935 годы), советскому периоду (1950-1980) и современному дизайну (1990-2017).

В первом зале обращают на себя внимание плакаты, выполненные в соавторстве Александром Родченко и Владимиром Маяковским в 1923 году, ставшие классикой жанра. И современники рады бы так ярко и емко распиарить продукцию, а какая прелесть эти слоганы:

– Лучше сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!

Тут, конечно, вспоминается и уже хрестоматийное «Нигде кроме как в Моссельпроме». На соседнем плакате молодежь зовут в авиацию. Это уже 30-е годы, автор – художник-авангардист Густав Клуцис, он же цитирует Ленина:

«Без революционной теории не может быть революционного движения». Мысль здравая, но абсурдизм Маяковского убеждает сильнее…

Чайный сервиз «Белый» также находится в первом зале. Оказывается, Казимир Малевич не был поклонником исключительно черного. Посетители задумываются, как пить из странных чашек, и приходят к выводу:

– Во всяком случае, чокаться удобно.

Малевич не задумывался об удобстве посуды и говорил:

– Это не чайник, но идея чайника.

В эпоху становления социализма не было понятий «дизайн, дизайнер». Были художники-конструкторы. Во втором зале представлены игрушки, модели грузовика, такси и швейной машины. Первые плакаты к старым добрым фильмам великолепны и вызывают ностальгию. Стоит посмотреть на афишу кинобестселлера «Белое солнце пустыни», созданную Мироном Лукьяновым в 1970 году. Или вспомнить фасад тольяттинского кинотеатра «Космос» еще в начале 90-х.

Здесь же – плакаты утилитарного направления: «Покупайте лед, он сохраняет свежесть продуктов», «Предупреждение пожаров в быту». Художники-конструкторы разрабатывали логотипы знакомых в те годы каждому советских торговых марок: «Ломо», «Мелодия», «Луч», «Спартак». Упаковка продуктов во времена СССР, согласитесь, была сродни произведениям искусства. В 1960 году кондитерская фабрика имени Марата выпустила халву в круглой жестяной коробке с изображением Белки и Стрелки. Космос царил везде, а над макетом обложки научно-популярного журнала «Техника – молодежи» вместе с художниками трудился космонавт Алексей Леонов.

В зале современного дизайна почетное центральное место занимают факел Олимпийских игр 2014 года и экипировка участников зимней олимпиады 2018-го. Современные гаджеты, такие, как аэробраслет или портативное зарядное устройство, не цепляют глаз – они слишком привычны, современны, но у каждого есть свой автор, который уже официально именуется гордым словом «дизайнер».

Да, это интересно: автор макета гоночной машины «Маруся» Григорий Черемиз – выпускник «Строгановки» 2014 года, дизайнер. А в 60-е тот же вуз закончил Владислав Пашко, один из первых дизайнеров АВТОВАЗа, пришедший в музей рассказать о становлении службы на заводе. Но это сейчас его так называют. По диплому же – художник-конструктор.

Владислав Иванович начал с рассуждения, косвенно связанного с шедевром Малевича:

– Создатели так называемой дизайнерской посуды, как правило, не задумываются об удобстве пользователя, о том, чтобы чашка не обжигала пальцы, например… А вот создатели автомобилей высоту и форму бампера рассчитывают так, чтобы как можно меньше пострадал сбитый пешеход.

В 1966 году Пашко выбирал, что конструировать. Ему не нравились ни военная техника, ни теплоходы. Он хотел устроиться на Липецкий автобусный завод, но там ему сообщили, что к разработке новой модели приступят не ранее, как через 20 лет. Пашко был молод и горяч, столько ждать не захотел:

– Пришлось бы сидеть и рисовать плакаты вместо настоящего дела…

Поэтому попал на ВАЗ.

Интересно, что с конструирования автобусов начинал и главный дизайнер автозавода Марк Демидовцев. Он приехал в Тольятти позже, а до этого его модель ПАЗа получила международную премию. Представьте себе этакий стильный «пазик». Но ведь до появления ВАЗа самым востребованным и обласканным конструкторами был общественный транспорт!

Первой творческой задачей Пашко в соавторстве с его коллегами стала разработка эмблемы нового автомобиля. Радиаторные решетки бамперов производили в Италии, и на них в центре было пустое место. Наши как-то о «пустяках» не задумывались. На скорую руку использовали фиатовский прототип: в четырехугольник вместо четырех латинских вписали три русские буквы «ВАЗ». А потом у Владислава Пашко возникла ассоциация старославянского написания буквы «в» с устремленной вперед ладьей.

Правда, поначалу под ладьей писали слово «Тольятти». А с ним вообще забавная штука вышла. Итальянцы же эмблемы для нас делали, они решили, что букву «я» нужно писать зеркально, как латинскую «r». Таких эмблем всего было сделано 30 штук, и за ними охотятся любители раритетов, готовы платить сумасшедшие евро.

Буквы геральдическая комиссия вскоре писать запретила. А ладья претерпела несколько изменений, правда, меньше, чем дизайн самого автомобиля. Сейчас, по мнению Пашко, Стив Маттин почти достиг предела совершенства.

– Дальше только в барочный стиль осталось двигаться, – пошутил седовласый художник.

А ведь когда-то пределом совершенства виделся первый переднеприводной автомобиль. Друг Пашко, я так поняла, модельщик, показал старое фото с пластилиновой «восьмеркой», на нем стояла дата «1977».

– А ведь «восьмерку» только в 80-е выпускать стали?!

– Да, в 1986 году.

Да, модели автомобилей лепили из пластилина или гипса, в натуральную величину, но в маленьких помещениях. Практически на расстоянии метра от модели находился художник, когда же ее вывозили на большое пространство, порой ахал, впервые увидев нарушение пропорций.

– Большое видится на расстоянии, прав поэт. У человека угол зрения узкий, он видит только прямо перед собой, это художник может развить более широкий взгляд, панорамное видение…

Интересные лекции на темы дизайна в музее можно слушать каждый четверг. Читают их, чередуясь, теоретики и практики этого вида искусства из Тольятти и Москвы, так как предоставлена выставка столичным музеем дизайна. Они бесплатны, как и знакомство с тремя экспозициями.

Выставка будет работать до 27 июля 2019 года.

Адрес Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, ул. Свердлова, 3.

Вход на выставку и лекции бесплатный.

На выставке была Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»

 

музейный сервиз

игрушки совесткого периода в музее

музейный рекламный плакат
фото: «Площадь Свободы»

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 25 (1256) 05.07.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362