27 февраля 2019 года в Тольятти прошла торжественная церемония открытия Музея актуального реализма, где побывали корреспонденты «Панорамы Тольятти». Преобразованный из Волжской картинной галереи, частный музей переехал в просторное помещение в центре Автограда (ул. Юбилейная, 25).
Пересечение культурных маршрутов, воздух и динамизм нового пространства вдохновляют организаторов и гостей. Каждый год коллекция растет за счет уникальных экспонатов, а местные художники мечтают здесь выставляться.
Музей актуального реализма не конкурирует с местным художественным музеем, так как их коллекции значительно различаются и имеют разные источники поступлений. Тольяттинский художественный музей сформировался в конце 70-х на основе того, что предлагалось провинциальным музеям из столичных запасников для выполнения их культурной миссии.
Частное музейное собрание в Тольятти начало складываться из картин выдающихся художников конца XIX — начала XX вв., чья жизнь и судьба связаны со Средней Волгой. Речь о таких мастерах, как Константин Горбатов (уроженец г. Ставрополя-на Волге), Филипп Малявин (родившийся в Самарской губернии), Кузьма Петров-Водкин (родившийся в Саратовской губернии и обучавшийся у самарского мастера), Сергей Южанин (живший в Самаре в начале XX века) и другие. Позже концепция поменялась, были привлечены работы художников, творивших с середины прошлого века до наших дней в рамках реалистического направления.
Новое название частного собрания произведений искусства советской эпохи появилось в 2018-м, когда учредитель и коллекционер Виталий Вавилин решил переименовать свою Волжскую картинную галерею. Идея создания музея пришла к нему еще в 90-е годы, когда он, занимаясь бизнесом, увлекся искусством и стал приобретать первые холсты. Общение с известными искусствоведами, музейщиками, включая директора Куйбышевского художественного музея Аннету Басс, во многом сформировало его вкус и подход к отбору произведений.
Появились друзья в художественной среде, академики, участники творческих союзов, и среди них важное место занял Максим Кантор, художник, писатель, ныне живущий за рубежом. Через 10 лет коллекция разрослась, возникло желание продемонстрировать ее широкой публике.
Вавилина тогда горячо поддержал народный художник России, один из патриархов советского реализма Петр Оссовский. Именно его полотна сегодня занимают почетное место в залах музея. Название «Волжская» для галереи было призвано отражать территориальную принадлежность, но позже выяснилось, что в г. Волжске Волгоградской области уже есть своя галерея, а слово «галерея», хоть и перекликается с Третьяковкой, имеет в профессиональной среде коммерческий оттенок. Нынешнее название, по словам директора музея Ирины Яновской, точно отражает смысл деятельности учреждения: «Миссия нашего музея — сохранить и представить зрителям произведения искусства советского периода, который сегодня недооценен и мало известен молодому поколению».
С конца 50-х на смену официальному «сталинскому» социалистическому реализму пришел «новый реализм», отражающий повседневную жизнь советского человека, его быт, окружение, мечты и чаяния. Новый смысл вдохновлял художников на правдивое отражение событий и достижений века. Организаторы музея стремились показать, насколько разным может быть советское реалистическое искусство, с одной стороны уходящее корнями к передвижникам, а с другой — освобожденное от идеологического влияния. Почти одновременно с тольяттинским музеем в Москве открылся Институт русского реалистического искусства — то есть идея витала в воздухе и наполнялась смысловыми кодами, важными для целого поколения.
«С 2012 года мы вели выставочную деятельность в помещении площадью 177 квадратных метров. Одновременно там могло находиться 30-40 картин, — говорит Яновская. — Тем не менее умудрялись проводить вернисажи, где наравне с нашей коллекцией присутствовали работы приглашенных авторов». Сейчас на площади 1200 квадратных метров разместилась значительная часть художественного собрания, включая произведения станковой живописи, графики, скульптуры. Здесь есть несколько залов, окружающих огромное открытое пространство, складские помещения, комната для проведения лекций и развивающих занятий.
Сегодня фонды музея включают более 2 тысяч единиц хранения. Каждый год они пополняются на 100-150 единиц, приобретаемых у художников, их потомков, на российских и зарубежных аукционах. Ряд работ подарен Музею авторами и другими дарителями. Экспозиция, подготовленная к открытию музея, повторила успешный летний проект «100 свидетельств эпохи», реализованный по инициативе Самарского отделения Союза художников России. Во время проведения чемпионата мира по футболу в столице региона ее посетило около 2 тысяч человек. Здесь собран самый «сок» художественных работ.
Искусствоведы жемчужиной коллекции музея считают «Прачку» Ф. Малявина, но лично автору статьи наииболее приглянулись пейзажи классиков соцреализма С. Герасимова и П. Кончаловского. Признанные режимом, это действительно мощные творцы, верные великим русским традициям и своему таланту. Интересна экспозиция полотен художников-современников К. Бритова, Н. Нестеровой, И. Полиенко, В. Наумова. Мастера «сурового стиля», академисты Г. Захаров и П. Оссовский поразили строгостью форм и жанровым разнообразием. Вроде бы и видел уже эти картины — но в новом помещении они звучат ярче и мощнее.
На открытие Музея пришло много друзей: представители городской администрации, руководители учреждений культуры, художники, бизнесмены, люди искусства. Заочные поздравления прозвучали от ректора академии художеств России Зураба Церетели, Творческого союза художников России, Союза художников Татарстана. Заместитель главы администрации г. Тольятти Юлия Баннова поздравила музей с открытием и обозначила его как новую культурную зону влияния Автограда. Сергей Гриднев, член правления Самарского отделения Союза художников, в выступлении отметил, что «новый музей стал актуальным подарком для всех художников России». Сергей Кондулуков, известный тольяттинский художник, член академии художеств России, директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского университета, выразил надежду на то, что теперь, благодаря переезду музея в Автозаводский район, студенты смогут чаще бывать и изучать здесь наследие мастеров. Анатолий Кинчаров, член объединения «Солярис» и творческого союза фотохудожников России, вдохновился просторами залов и энергетикой места. Художник Игорь Панов, недавно вернувшийся из творческой командировки в Норвегии, готовится вместе с Алексеем Зуевым в апреле представить тольяттинцам в одном из залов отчет о фьордах и северных заливах.
Всего в течение года планируется шесть выставок. В ближайшее время стартует цикл лекций фотохудожника Людмилы Зильберштейн «Экология и эстетика природы» о флоре и фауне Жигулевского заповедника, запечатленной в макроснимках. Для детей в возрасте 6+ откроется кружок бумажной пластики. Дети с 12 лет наравне со взрослыми могут посетить курс печатной графики от Алексея и Евгении Зуевых, где предстоит освоить технику батика, монотипии, экслибриса. Обновленный сайт музея дает представление о направлениях его деятельности и расписании творческих встреч, выставок, лекций.
Анна Петрова
Газета «Панорама Самарской области», 4 марта 2019 г.