В Тольятти представили уникальную коллекцию кукол

национальные куклы на выставке
фото: соцсети

Перед Новым годом в Тольятти в КЦ «Автоград» прошла выставка «Народы Поволжья». Среди представленных экспонатов особый интерес вызвала коллекция кукол в национальных костюмах народов Поволжья: мордвы, марийцев, чувашей – от рукодельницы Зинаиды Левуковой. Она педагог по образованию, маляр в цехе окраски кузовов Волжского автомобильного завода по профессии и творческий человек по природе своей.

Родилась коллекция, которая сейчас насчитывает 15 кукол (14 девушек и 1 голубоглазый молодой человек) пять лет назад. Началось все с другого неравнодушного человека – заведующей библиотекой «Истоки» Ольги Горшеневой. Именно здесь и сейчас можно найти самую разнообразную литературу об истории, культуре, быте народов России. Здесь уроки чувашского языка в воскресной школе вел муж нашей героини Владимир Левуков. Среди учеников была и сама Зинаида Владимировна. Когда Ольга Александровна предложила именно ей сшить национальный мордовский наряд для куклы, она удивилась, но очень заинтересовалась.

– Я сама марийка, муж у меня чуваш, а вот с мордовской культурой практически была не знакома, – рассказала газете «Площадь Свободы» Зинаида Левукова. – Мне пришлось обратиться за помощью к участникам фольклорного мордовского коллектива, а также полистать различные источники.

Первый опыт оказался успешным и вызвал желание продолжать. Зинаида Владимировна решила, что нет ничего лучше, как продвигать культуру марийцев и чувашей при помощи кукол. В родной деревне Садаял она стала обладательницей старой куклы детей старшей сестры. Привела потрепанную игрушку в порядок, волосы причесала и одела в национальный марийский костюм, в праздничный наряд женщин, которые идут сватать невесту.

О каждом наряде из коллекции Левуковой можно рассказывать отдельно, но мы остановимся только на двух моментах: вышивке и украшениях.

Вышивка – это то, на что сразу обращаешь внимание. Именно она придает наряду яркий, праздничный вид. Поражает преобладанием красного цвета, который прекрасно смотрится на белом фоне платьев.

В этих ярких квадратах и зигзагах спрятана мифология древнего народа и исчезнувшая руническая письменность. Вышивкой было принято украшать именно женские рубахи, передники и головные уборы. Наши бабушки считали вышивку оберегом от темных сил, а оберегать нужно было в первую очередь женщину, дающую другую жизнь.

В этих кукольных нарядах ручная вышивка тольяттинской мастерицы очень похожа на машинную, настолько аккуратны стежки на тонком холсте. Чтобы их сделать, нужно уметь считать, так как каждый элемент занимает определенное количество клеток на ткани: две влево, три вправо, потом два стежка назад. Все это нужно держать в голове для каждого узора. А одних только швов известно более 30! Так что вышивка всегда была не веселыми посиделками в компании подруг, а настоящей математической задачей.

Многие об этом сегодня и забыли, а вот Зинаида Владимировна как раз из таких, кто помнит и старается напомнить другим. В 1992 году она приехала в Тольятти, устроилась работать на ВАЗ, но всегда что-то мастерила дома: вязала, плела, шила. Откуда такие умелые ручки, поинтересовалась газета «Площадь Свободы» у Зинаиды Владимировны.

– Наверное, по наследству передалось. У нас мама рукодельница. Она раньше вышивала, вязала, и от нее это, видимо, дочке досталось. И плюс то, что у нас воспитали в советской школе. До такой степени благодарна советскому образованию! Я говорю об уроках труда в школе. В начальных классах мы работали все вместе, а в старших классах нас разделили. Мальчики на уроках труда учились столярить и слесарить, а девочки – кроить, шить, вышивать. И благодаря этому навыки остались и гораздо позднее пригодились. Получилось так, что вышивку я на какое-то время оставила, я стала вязать – кофты, шапки, шарфы, варежки, носки. Был период, когда я очень заинтересовалась макраме, училась по книжкам и интернету. Национальные сказки, легенды, одежда, культура, быт – мне всегда было это все интересно. И вот это копилось, копилось, и в один прекрасный день сошлось все вместе в национальных куклах.

И Зинаида Владимировна с удовольствием рассказывает газете «Площадь Свободы» о судьбе каждой куклы из ее коллекции: как она попала в ее руки, какой костюм пришел в голову, что он означает.

– Вот это кукла – марийская девушка. Когда марийские красавицы выходили замуж, то они должны были быть полностью спрятаны. Почему? Потому что девушка идет в чужую семью, и все плохие мысли или плохие взгляды она оставляет за порогом. Кстати, азбуки тогда не было, и надо было как-то общаться с дальними родственниками. Как думаете, как они общались? Узорами, орнаментами на полотенцах – рунами. Это все использовали наши прабабушки в старину. Все рисунки что-то означают. Вот, например, возьмем эту куклу-чувашку: она замужняя, потому что у нее головной убор открытый, а у незамужних закрытый, на макушке шапочки вот такая острая штучка, как антенна, своеобразная связь с космосом, так как наши предки были детьми природы и поклонялись только своим языческим богам.

Похвастались супруги Левуковы и своими национальными нарядами. И здесь обилие вышивки, наличие интересных деталей, которые для современного человека просто украшение, но для наших бабушек и дедушек еще и возможность передать какую-то информацию.

Об этом можно много говорить, но очень хочется рассказать про еще одно интересное украшение национального костюма – монисто. Зинаида Левукова обладательница двух: одно ей досталось в наследство от бабушек, второе она сделала сама по образу и подобию старинных оригиналов. Бабушкино монисто было широким, тяжелым, и там обнаружились царские монеты, датированные 1899 годом.

национальное монисто
фото: «Площадь Свободы»

Справка

Монисто – это женское нагрудное украшение из серебряных монет. У каждой народности они разные. По номинальной стоимости монисто могли доходить до 70 рублей серебром (в старину для крестьян это были немалые деньги), а весили они до 3 кг (до 400 монет разного достоинства). Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов. Если семья попала в беду (например, сгорела усадьба), украшение могли продать, но в основном оно передавалось из поколения в поколение.

– Сейчас можно что угодно купить и в магазине, и в интернете, а раньше были монеты. Считалось, у кого больше монисто, тот и богаче, женщины хранили свой капитал в этом нагрудном украшении. И когда нужно было что-то купить они отрывали монетку, и отдавали продавцу.

Еще раньше и у чувашей, и у марийцев эти украшения были из металла. Когда пошли войны, то металл стал дефицитом, тогда и придумали марийцы и чуваши применять в украшениях монеты. В изготовлении монисто использовались и ракушки каури. Каури считались как оберег от злых и завистливых глаз. Раньше их собирали на берегу рек и моря, а сейчас мастерица заказывает их через интернет из Калининграда.

На прощание Зинаида Владимировна призналась, что в ее деревне, которую основал свободолюбивый предок Сардаял, есть еще люди, которые знают старинные марийские песни и сказки. Их стараются передавать детям и внукам. По ее мнению, это помогает сохранить культуру народа. Чем лучше знаешь свои корни, тем крепче стоишь на ногах.

Кстати

По преданию, после ряда марийских восстаний против русской царской власти, дабы непокорные черемисы не изготавливали оружие, им запретили заниматься изготовлением изделий из металла. С тех пор в качестве амулетов-украшений в женском костюме стали широко использовать монеты и их имитации.