В Тольятти появилась необычная «Планета ТОАЗиЯ»!

школьники изучают химию

Масштабный образовательный проект для школьников запустил «Тольяттиазот». Это пилотная версия, говорят организаторы, но предполагают, что продолжение обязательно последует. На самом деле такого еще в нашем городе не было.

Научный баттл

Всё по порядку. Это – научно-развлекательный конкурс «Планета ТОАЗиЯ» для юных исследователей, тольяттинских умников и умниц, которые готовы развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Двенадцать школ сами сформировали свои команды, они могут меняться по игрокам, но каждый из них вносит победные баллы в копилку, зарабатывая для своих кабинетов химии новейшее оборудование.

Конкурс продлится полгода, его старт назначен на 19 декабря – школьники встречаются на интеллектуальном квесте. А подведут итоги и вручат главный приз от ТОАЗа – передвижную химическую лабораторию – торжественно в мае в День химика.

Но на каждом этапе, а их всего шесть, ребят ждут ценные подарки, поэтому всё в их руках, а еще… уме, знаниях, способностях. Хорошо поработаете? Значит, обязательно выиграете.

Организаторы отметили: будет много вопросов про «Тольяттиазот». Поэтому, чтобы подготовиться, нужно изучить социальные сети и сайт компании.

На четвертом этапе конкурса «Планета ТОЗиЯ» после успешной защиты исследовательского проекта старшеклассников ждет еще один сюрприз. Войдешь в тройку лидеров – поедешь в центр одаренных детей «Вега». В профильной смене ребят будут ждать захватывающие эксперименты, зрелищные опыты в суперсовременной лаборатории, встречи с олимпийскими чемпионами и звездами.

На пятом этапе всех участников отправят на… субботник с девизом: чем больше мусора соберете, тем больше баллов получите!

И это еще не весь список активностей, которые ждут школьников в ближайшие полгода.

Самое главное – старшеклассники сами заработают подарки, ценность которых определяется их знаниями и талантами.

Нескучная химия

А пока в ДК «Тольяттиазот» для участников провели нескучную лекцию о заблуждениях общественности насчет химии. Спикером выступил преподаватель центра одаренных детей «Вега», член Менделеевского общества, кандидат химических наук Сергей Соков. Кстати, Сергей Александрович – тольяттинец, успешный выпускник 39-й гимназии Комсомольского района.

Лекция была нестандартной и увлекательной – десять (не) фактов о химии. Что это? А это обо всем. Является ли химия точной наукой? Занимался ли Менделеев воздухоплаванием? Химическое – значит, вредное? Как алхимия помогла открыть химию?

– Надеюсь, вы не в плену этого стереотипа? Если натуральное – значит, хорошо. Если что-то химическое, говорят еще «химоза», – значит, вредно. Наиболее яркое применение это находит в пищевой продукции, – заметил преподаватель. – Если берем этикетку какого-то продукта, смотрим на состав и видим Е20, Е100, Е200… Мы делаем вполне логичный вывод: вредно. А если «ешек» нет, то продукт безвреден, даже полезен!

Разберем несколько конкретных кейсов. Перед вами газировка. Здесь много «ешек»: лимонная, ортофосфорная кислоты, аспартам, бензоат натрия, диоксид углерода. Они вредные вещества? Диоксид углерода – разве не всё время вместе с нами? Понятно, что мы не станем дышать углекислым газом! Далее, лимонная кислота есть во всех фруктах и ягодах. Все знают про вред бензоата натрия. А знаете, где его больше всего? В чернике и бруснике.

Следующий продукт, богатый «ешками»: аскорбиновая, янтарная, молочная, яблочная, глутаминовая кислоты. Посмотрите! Какое опасное вещество! Что это?

– Это яблоко, – ответил один из школьников и был абсолютно прав.

Еще одно популярное заблуждение в том, что биографии ученых совершенно не интересны и не заслуживают нашего внимания. Придумал Дмитрий Менделеев когда-то таблицу. И вообще, она приснилась или нет? И Нобелевскую премию получил? Имел родственные связи с Блоком?

Знаменитая легенда о том, что свою систему химических элементов ученый увидел во сне, тоже является мистификацией. Эту красивую сказку придумал сам профессор. Идея о вещем сне пришла ученому в голову, когда ему наскучило давать подробный ответ на один и тот же вопрос обывателей.

Водку он не изобретал. Его докторская диссертация имела название «Рассуждение о соединении спирта с водою», где химик занимался изучением вопроса уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В диссертации не найти ни единого слова о водке. И Нобелевскую премию этот великий ученый так и не получил, но это не умаляет его открытий и важных работ в науке.

Как много нового можно узнать про ученого, просто прочитав о нем не только краткую биографическую справку в учебнике. Лектор порекомендовал ученикам ознакомиться с развернутыми биографиями знаменитых химиков. Эти знания им пригодятся при прохождении квестов.

Вместо пробирок – компьютер

Узнали школьники про новые соединения и открытия в этой области, поскольку химия – наука динамичная. А чтобы быть в курсе, спикер посоветовал ребятам читать дополнительную литературу и смотреть научно-популярные передачи в интернете.

Рассказал он и про химиков, которые ни разу не брали в руки колбы, пробирки и не смешивали реагенты. Теперь современная химия позволяет проводит опыты с использованием компьютера, без веществ.

– Еще одно из популярных заблуждений – что с химией можно идти учиться только на врача, – сказал Сергей Александрович. – Как думаете, в Самарской области какие самые востребованные специалисты с достойной заработной платой? Это три профессии. Кто?

– Стоматолог! Косметолог! – предполагали ученики.

– Айтишники!

– Да, с IT-специалистами вы угадали. На втором месте – химики самого разного профиля. На старте они получают около 100 тысяч рублей. На третьем – спортсмены. Выбирать вам.

Достаточно много вопросов после лекции ребята задали преподавателю. Вопросы серьезные, осмысленные. Видно, что старшеклассники пришли побеждать:

– Мы ученицы 39-й гимназии, нас выбрали участниками большой игры «Планета ТОАЗиЯ». Решили делать проект, связанный с удобрениями. Какие можете посоветовать реакции, связанные с исследованиями почвы на нитраты? В школе можно сделать?

– Здесь используется йодометрическая проба. Нитраты часто выступают окислителями…

Можно в школе. Если проблема возникнет с отдельными реактивами или нужна подсказка с методиками, мы вас направим.

– А кроме нитратов, на что еще можно проверить, чтобы это было интересно остальным?

– Хлориды, сульфаты.

– Посоветуйте, куда поступить после 9-го класса. В какой техникум? Я из 18-й школы.

– Хороший вопрос. Я бы вам посоветовал химико-технологической направленности учреждения. Уже озвучивал, что это достаточно востребованная специальность. Можете отучиться в техникуме, а на старших курсах начнете стажировку на «Тольяттиазоте». Впоследствии, если захотите карьерного роста и стать более квалицированным специалистом, можете пойти обучаться в вуз. А дальше – снова на предприятие.

Многие из ребят отметили новизну проекта. Например, ученик 15-й школы Егор:

– Меня проект заинтересовал тем, что он позволяет узнать больше об окружающем нас мире. Хочу более углубленно разбираться в химии. А еще проект может дать мотивацию – изучать химию, подтолкнуть к исследовательской деятельности.

С таким настроем и знаниями, какие уже есть у ребят, у них точно всё получится.

Встречаемся в ДК “Тольяттиазот” 19 декабря на интеллектуальном квесте – первом испытании большой образовательной программы «Планета ТОАЗиЯ».

Комментарий

Ирина Филатова, директор по связям с общественностью АО «ТОАЗ»:

– «Тольяттиазот» в 2024 году отпразднует юбилей – 45 лет. Жителей города ждет много сюрпризов и подарков от компании. Юных горожан ТОАЗ решил удивить масштабным проектом «Планета ТОАЗиЯ». Он вовлечет школьников в мир химии и позволит своим трудом, знаниями и талантом получить полезные подарки, которые расширят возможности их лабораторной и научной деятельности, помогут отправиться в центр одаренных детей «Вега» и принять участие в общественно значимых акциях.

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»