Масштабный образовательный проект для школьников запустил «Тольяттиазот». Это пилотная версия, говорят организаторы, но предполагают, что продолжение обязательно последует. На самом деле такого еще в нашем городе не было.
Научный баттл
Всё по порядку. Это – научно-развлекательный конкурс «Планета ТОАЗиЯ» для юных исследователей, тольяттинских умников и умниц, которые готовы развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Двенадцать школ сами сформировали свои команды, они могут меняться по игрокам, но каждый из них вносит победные баллы в копилку, зарабатывая для своих кабинетов химии новейшее оборудование.
Конкурс продлится полгода, его старт назначен на 19 декабря – школьники встречаются на интеллектуальном квесте. А подведут итоги и вручат главный приз от ТОАЗа – передвижную химическую лабораторию – торжественно в мае в День химика.
Но на каждом этапе, а их всего шесть, ребят ждут ценные подарки, поэтому всё в их руках, а еще… уме, знаниях, способностях. Хорошо поработаете? Значит, обязательно выиграете.
Организаторы отметили: будет много вопросов про «Тольяттиазот». Поэтому, чтобы подготовиться, нужно изучить социальные сети и сайт компании.
На четвертом этапе конкурса «Планета ТОЗиЯ» после успешной защиты исследовательского проекта старшеклассников ждет еще один сюрприз. Войдешь в тройку лидеров – поедешь в центр одаренных детей «Вега». В профильной смене ребят будут ждать захватывающие эксперименты, зрелищные опыты в суперсовременной лаборатории, встречи с олимпийскими чемпионами и звездами.
На пятом этапе всех участников отправят на… субботник с девизом: чем больше мусора соберете, тем больше баллов получите!
И это еще не весь список активностей, которые ждут школьников в ближайшие полгода.
Самое главное – старшеклассники сами заработают подарки, ценность которых определяется их знаниями и талантами.
Нескучная химия
А пока в ДК «Тольяттиазот» для участников провели нескучную лекцию о заблуждениях общественности насчет химии. Спикером выступил преподаватель центра одаренных детей «Вега», член Менделеевского общества, кандидат химических наук Сергей Соков. Кстати, Сергей Александрович – тольяттинец, успешный выпускник 39-й гимназии Комсомольского района.
Лекция была нестандартной и увлекательной – десять (не) фактов о химии. Что это? А это обо всем. Является ли химия точной наукой? Занимался ли Менделеев воздухоплаванием? Химическое – значит, вредное? Как алхимия помогла открыть химию?
– Надеюсь, вы не в плену этого стереотипа? Если натуральное – значит, хорошо. Если что-то химическое, говорят еще «химоза», – значит, вредно. Наиболее яркое применение это находит в пищевой продукции, – заметил преподаватель. – Если берем этикетку какого-то продукта, смотрим на состав и видим Е20, Е100, Е200… Мы делаем вполне логичный вывод: вредно. А если «ешек» нет, то продукт безвреден, даже полезен!
Разберем несколько конкретных кейсов. Перед вами газировка. Здесь много «ешек»: лимонная, ортофосфорная кислоты, аспартам, бензоат натрия, диоксид углерода. Они вредные вещества? Диоксид углерода – разве не всё время вместе с нами? Понятно, что мы не станем дышать углекислым газом! Далее, лимонная кислота есть во всех фруктах и ягодах. Все знают про вред бензоата натрия. А знаете, где его больше всего? В чернике и бруснике.
Следующий продукт, богатый «ешками»: аскорбиновая, янтарная, молочная, яблочная, глутаминовая кислоты. Посмотрите! Какое опасное вещество! Что это?
– Это яблоко, – ответил один из школьников и был абсолютно прав.
Еще одно популярное заблуждение в том, что биографии ученых совершенно не интересны и не заслуживают нашего внимания. Придумал Дмитрий Менделеев когда-то таблицу. И вообще, она приснилась или нет? И Нобелевскую премию получил? Имел родственные связи с Блоком?
Знаменитая легенда о том, что свою систему химических элементов ученый увидел во сне, тоже является мистификацией. Эту красивую сказку придумал сам профессор. Идея о вещем сне пришла ученому в голову, когда ему наскучило давать подробный ответ на один и тот же вопрос обывателей.
Водку он не изобретал. Его докторская диссертация имела название «Рассуждение о соединении спирта с водою», где химик занимался изучением вопроса уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В диссертации не найти ни единого слова о водке. И Нобелевскую премию этот великий ученый так и не получил, но это не умаляет его открытий и важных работ в науке.
Как много нового можно узнать про ученого, просто прочитав о нем не только краткую биографическую справку в учебнике. Лектор порекомендовал ученикам ознакомиться с развернутыми биографиями знаменитых химиков. Эти знания им пригодятся при прохождении квестов.
Вместо пробирок – компьютер
Узнали школьники про новые соединения и открытия в этой области, поскольку химия – наука динамичная. А чтобы быть в курсе, спикер посоветовал ребятам читать дополнительную литературу и смотреть научно-популярные передачи в интернете.
Рассказал он и про химиков, которые ни разу не брали в руки колбы, пробирки и не смешивали реагенты. Теперь современная химия позволяет проводит опыты с использованием компьютера, без веществ.
– Еще одно из популярных заблуждений – что с химией можно идти учиться только на врача, – сказал Сергей Александрович. – Как думаете, в Самарской области какие самые востребованные специалисты с достойной заработной платой? Это три профессии. Кто?
– Стоматолог! Косметолог! – предполагали ученики.
– Айтишники!
– Да, с IT-специалистами вы угадали. На втором месте – химики самого разного профиля. На старте они получают около 100 тысяч рублей. На третьем – спортсмены. Выбирать вам.
Достаточно много вопросов после лекции ребята задали преподавателю. Вопросы серьезные, осмысленные. Видно, что старшеклассники пришли побеждать:
– Мы ученицы 39-й гимназии, нас выбрали участниками большой игры «Планета ТОАЗиЯ». Решили делать проект, связанный с удобрениями. Какие можете посоветовать реакции, связанные с исследованиями почвы на нитраты? В школе можно сделать?
– Здесь используется йодометрическая проба. Нитраты часто выступают окислителями…
Можно в школе. Если проблема возникнет с отдельными реактивами или нужна подсказка с методиками, мы вас направим.
– А кроме нитратов, на что еще можно проверить, чтобы это было интересно остальным?
– Хлориды, сульфаты.
– Посоветуйте, куда поступить после 9-го класса. В какой техникум? Я из 18-й школы.
– Хороший вопрос. Я бы вам посоветовал химико-технологической направленности учреждения. Уже озвучивал, что это достаточно востребованная специальность. Можете отучиться в техникуме, а на старших курсах начнете стажировку на «Тольяттиазоте». Впоследствии, если захотите карьерного роста и стать более квалицированным специалистом, можете пойти обучаться в вуз. А дальше – снова на предприятие.
Многие из ребят отметили новизну проекта. Например, ученик 15-й школы Егор:
– Меня проект заинтересовал тем, что он позволяет узнать больше об окружающем нас мире. Хочу более углубленно разбираться в химии. А еще проект может дать мотивацию – изучать химию, подтолкнуть к исследовательской деятельности.
С таким настроем и знаниями, какие уже есть у ребят, у них точно всё получится.
Встречаемся в ДК «Тольяттиазот» 19 декабря на интеллектуальном квесте – первом испытании большой образовательной программы «Планета ТОАЗиЯ».
Комментарий
Ирина Филатова, директор по связям с общественностью АО «ТОАЗ»:
– «Тольяттиазот» в 2024 году отпразднует юбилей – 45 лет. Жителей города ждет много сюрпризов и подарков от компании. Юных горожан ТОАЗ решил удивить масштабным проектом «Планета ТОАЗиЯ». Он вовлечет школьников в мир химии и позволит своим трудом, знаниями и талантом получить полезные подарки, которые расширят возможности их лабораторной и научной деятельности, помогут отправиться в центр одаренных детей «Вега» и принять участие в общественно значимых акциях.
Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»