Опросы студентов 340 вузов страны и информация их постов в соцсетях выявили причины стрессов, вопросы финансов, волнующие учащихся вузов, их удовлетворённость социально-бытовыми условиями. Результаты исследования Анна Богданова, начальник Отдела технологий онлайн-образования ТГУ, представила на форуме в Томске «Открытые данные – 2023».
В ТГУ пошли по цифровому следу студентов Университет ставит перед собой цель по созданию персонифицированного обучения
Работа учеными Томского и Тольяттинского университетов велась в рамках сотрудничества в Университетском консорциуме исследователей больших данных.
Представленный аналитический отчет – продолжение масштабного лонгитюдного проекта, стартовавшего в 2020 году в период локдауна по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В этом году исследование проводилось совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Анализ включал обработку более 4 млн. сообщений российских студентов в социальных сетях за период с июня 2022 г. по июль 2023 г. Были впервые использованы и традиционные опросные методы. Такой подход не только обогатил полученные результаты, но и помог выявить новые смыслы в мнениях и настроениях студентов.
Анализ проводился по категориям: учебная вовлечённость в постпандемию; лояльность студентов; финансы учащихся; эмоциональное состояние; отражение социально-бытовых условий в цифровых следах студентов.
По данным ВЦИОМ (опрос проводился в период с 10-27 апреля 2023 г. среди студентов, преподавателей и административного состава 340 российских государственных вузов) наибольшую озабоченность вызывают такие аспекты учебной вовлечённости, как: аудиторные условия (38 %); качество образовательных программ (24 %); навыки и квалификация преподавателей (18 %); поддержка научной деятельности студентов (8 %); услуги библиотеки (5 %).
Анализ постов в соцсетах выявил основные темы финансового благосостояния, волнующие студентов. Стипендий касалось 63% сообщений, дополнительных источников доходов — 11%, стоимости проживания —7%, оплаты обучения— 7%, матпомощи —3%, прочие вопросы — 9%.
Посты о стрессе и психологическом благополучии чаще всего были связаны с мотивацией и желанием учиться (32%), у 29% — с необходимостью психологической помощи, у 13% — с периодом сессии и экзаменов, у 11% — со сложностью образовательной программы, у 9% они затрагивали общение с однокурсниками и соседями в общежитии, у 6% — с общим психическим состоянием.
– Раскрывая связь между настроениями студентов, стрессом во время учёбы, приверженностью вузу, вовлечённостью и достижениями, мы показали, что на основе цифрового следа можно разработать программы повышения качества образования, поддержки обучающихся, направленные на психологическую помощь и создание благоприятной учебной среды, — поясняет Анна Богданова. – Также отчёт обращает внимание на информационный фон в студенческой среде, предшествующий переходу к национальной трехступенчатой системе высшего образования. Поскольку Россия вышла из Болонского процесса, у системы образования впервые за долгое время появилась возможность гибко реагировать на запросы студентов и абитуриентов, не ограничиваясь рамками жестких стандартов. Исследования настроений и обсуждений в социальных сетях позволят внедрять персонализированные подходы к образованию, обращать внимание на особо актуальные вопросы, проблемы, находить новые пути развития.
Анна Богданова, начальник Отдела технологий онлайн-образования ТГУ
Работа над проектом продолжается. В дальнейшем эксперимент будет строиться на исследовании связей рынка труда и качества образования, организации личностной вовлечённости студентов в проектирование образования и оценку его качества, реализацию индивидуальных образовательных инициатив.
Анализ цифрового следа и удовлетворённости качества образования являются частью задач, стоящих перед Тольяттинским госуниверситетом как Федеральной инновационной площадкой Минобрнауки РФ (ФИП). Статус ФИП ТГУ третий раз получил в 2023 году. Университет намерен довести качество дистанционного онлайн-обучения до уровня очного за счёт инструментария Big Data и анализа цифрового следа. Анна Богданова является руководителем ФИП в ТГУ.
– Научившись анализировать удовлетворенность студентов качеством образования через их посты в соцсетях, мы получили мощный инструмент по обеспечению качества онлайн-образования наравне с очным, – комментирует Анна Богданова.
Впервые ТГУ получил статус ФИП в 2012 году и создал полноценную экосистему предоставления высшего образования онлайн «Росдистант». В 2018 году ТГУ вновь присвоили статус ФИП – за проект «Умный университет». Благодаря сделанному в рамках двух федеральных инновационных площадок ТГУ стал одним из российских лидеров в цифровой трансформации вузов.