В Тольятти открыта художественная выставка «Красные ворота. Против течения»

Нет, чешский автор первого школьного учебника Ян Амос Каменский даже представить бы себе не смог, что его «Мир чувственных вещей в картинках», адресованный совсем другому возрастному кругу «смотрителей», вот так неожиданно, по-взрослому отзовется в двадцать первом веке.

Гнев, рай, хитросплетения

Отзовется в России большим художническим проектом «Красные ворота. Против течения». Каменский каждый раз задает современным творцам из России сложные и странные на первый взгляд темы для художнической рефлексии: страна и закон, архитектура и мода, вера, гнев, рай, хитросплетения, внутренние и внешние органы… Да мало ли еще подобных, ставших тематическими поворотов от педагогики семнадцатого века предстоит осмыслить в восемнадцатом году двадцать первого века тем, кто хочет себя предъявить и свой мир показать в картинах и в «картинках»?

На днях в Тольятти открылась пятая межрегиональная академическая выставка-конкурс, которую в нашем городе традиционно принимает Музей актуального реализма. Вновь в ТГУ.

«Приятно, что Музей актуального реализма согласился открыть эту выставку на наших площадях, — сказал директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства университета Сергей Кондулуков. — Мы приближаем искусство к молодому зрителю. Нам интересно посмотреть друг на друга. Мы всегда будем рады участвовать в таких замечательных проектах».

Организаторами проекта по-прежнему остаются Поволжское отделение Российской академии художеств (РАХ), Творческий союз художников России, Фонд Зураба Церетели, Минкульт РФ и разные музеи страны. Руководитель и автор проекта, с которым уже хорошо знакомы тольяттинские художники и устроители выставки, — академик, вице-президент, председатель Поволжского отделения РАХ Константин Худяков.

Тольятти — на маршруте

Как рассказала куратор проекта Светлана Кузнецова, «…мы в четвертый раз приезжаем в Тольятти. На этот раз заявки на конкурс прислали более 700 художников. И нынешняя передвижная выставка в усеченном варианте представляет Москву, Петербург, Саратов, Казань, Уфу, Самару и Тольятти. По традиции мы максимально объемно представляем художников того региона, где она экспонируется. И около 40 работ в этой экспозиции — работы тольяттинских и самарских художников».

На этот раз идеолог проекта Константин Худяков в Тольятти не приехал. Зато приехал на открытие выставки и на мастер-класс первый вице президент РАХ, академик, заведующий кафедрой академической живописи знаменитой на весь мир Строгановской академии Евгений Ромашко. Он поблагодарил тольяттинский Музей актуального реализма «за то, что он принимает этот проект в своем городе. Традиционная дружба Константина Худякова с тольяттинским меценатом Виталием Вавилиным привела к тому, что Тольятти включен в обязательную программу путешествий по России. В конкурсе принимают участие очень интересные художники. И, к примеру, в этом году экспертному совету было очень непросто выбрать лучшие работы: «шел пар», когда совет работал. Это, с одной стороны, гордость устроителей, а с другой — это большая работа. В «Красных воротах» представлено очень много разных, очень непохожих друг на друга художников. И много разных жанров: здесь и живопись, и инсталляции, и графика, и фотография, и скульптура, и цифровое искусство, и работы на грани между жанрами. Проект очень отражает время, очень отзывается на сегодняшний день».

Смельчаки в искусстве

Ректор ТГУ Михаил Криштал на выставку заглядывал и до ее открытия. Останавливался у некоторых полотен. Надолго. Как потом выяснилось, чаще и дольше других — у работ московского художника Василия Шульженко, который лично для меня тоже стал отдельным событием выставки. Оказалось, все работы Шульженко — из коллекции Музея актуального реализма. Виталий Вавилин познакомился с Шульженко на самой первой выставке проекта «Красные ворота» и купил у него несколько полотен. И вот уже на этот раз музей широко, хотя пока еще и не в полном объеме, представил эту частную коллекцию.
«Шульженко — очень сильный художник, — говорит директор Музея актуального реализма Ирина Яновская. — Часто можно услышать мнение, что он слишком критически настроен к действительности. Но кто-то должен быть настроен критически. Не все должны рисовать березки и котиков, кто-то должен рисовать и страшные вещи. И если таких смельчаков не будет находиться, искусство получится слишком карамельным. Конечно, приятно посмотреть на что-то красивое, мы можем это повесить у себя в спальне. И такая живопись нужна, я ее ни в коем случае не отрицаю. Но мы должны понимать, что не всякое искусство декоративно. Есть искусство, которое будит какие-то другие чувства».

«Выставка — это грандиозное событие для всех для нас, — признался ректор. — У выставки уникальное название — «Красные ворота. Против течения». Мне кажется, мы все время идем против течения. Страна у нас такая. Я смотрю на то, что происходит в политическом плане в мировом масштабе, и это название все это очень хорошо отражает».

Локомотив над Волгой?

Старший научный сотрудник Музея современного искусства, куратор региональных программ Ирина Сосновская — желанный гость из Москвы на каждой такой выставке в Тольятти. От нее ждут экспертного мнения и поддержки, с ней интересно пообщаться и художникам, и зрителям:

«Каждый раз, когда ты отправляешься по маршруту этого проекта, из раза в раз у тебя есть некое опасение, что проект застигнет стагнация, что он превратится в некую зональную выставку, но этого, к счастью, не происходит. В том числе и потому, что экспозиция — не главное, что есть в этом проекте. Он включает в себя исследовательские задачи, позволяет познакомиться с художественным процессом регионов. И перезнакомить между собой художников. Каждый раз происходят неожиданные встречи, интересные знакомства. Мы проводим круглые столы и дискуссии. Мы, наверное, никогда не забудем ту первую тольяттинскую дискуссию, которая была такой живой и яростной, когда мы приехали в этот город впервые. В этом году нам показалось интересным поговорить о роли музея в жизни города. И круглый стол в Тольятти будет именно об этом. Вообще «Красные ворота» — это такой локомотив, вокруг которого возникает куча других проектов. И все параллельные проекты для нас тоже очень дороги и важны».

По доброй воле

И все-таки самая большая, буквально неподъемная работа в этом проекте ложится на плечи работников Музея актуального реализма. Знает ли кто, что этих работников — двое? Ну и помощники, разумеется, тоже бывают. На этот раз пара студентов мальчишек с худграфа, потому что все остальные студенты Сергея Кондулукова — девочки. А адаптировать актовый зал ТГУ в выставочный пришлось с помощью сотни погонных метров специальных сооружений и стенок. Нелегкая, я вам скажу, работа. Да и работ — 170 экземпляров. Еще одна машина. И все это — за три дня, точнее за трое суток бессонной работы. А еще — идеология проекта, зонирование полотен по темам и разделам. А еще подготовка сопровождающих выставку событий от дискуссионных площадок до пресс-конференции и торжественного открытия. На котором, кстати, премии имени Репина получили москвичи Алексей Новиков и Максим Киреев, самарчанин Владимир Романов, тольяттинские художники Вера Кондулукова, Игорь Панов. Получил бы и Николай Кузнецов, но он покуда в Генуе, рисует итальянских современников. Так что эта приятная новость застигла его далеко от дома.

А премия — еще одно серьезное материальное вложение в искусство и культуру, которое по своей стабильности и верности проекту и переоценить-то трудно. Мы, конечно, спросили Ирину Яновскую про деньги.

«Все-все города, где проходит эта передвижная выставка, традиционно поддерживается бюджетными средствами — муниципальными ли, областными ли. Тольятти — единственный город, где все это финансирует один человек — Вавилин Виталий, — сказала нам Ирина. — Я очень люблю этот проект и уверена, что наряду с «Большой Волгой» он — лучший в России. И здесь есть о чем подумать».

Да, здесь есть о чем подумать.

Наталья Харитонова, , «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

мужчина один сидит на скамейке

Василий Шульженко, «Одиночество», 2012 г., фото: «Площадь Свободы»