В Тольятти открылась выставка, посвященная 145-летию художника из Ставрополя-на-Волге Константина Горбатова

этюд художника из Ставрополя-на-Волге
Художник Константин Горбатов, 1911 год, масло

Константин Горбатов в искусстве видел праздник. Это единственный всемирно известный художник из Ставрополя-на-Волге. Пока единственный…

В экспозиции Музея Актуального Реализма представлены пейзажи, натюрморты, жанровые картины и фотографии авторов из таких городов, как Тольятти, Самара, Пенза, Ульяновск, Сердобск, а также работы из фондов музея. Это живопись и графика мастеров соцреализма Андрея Тутунова, Гурия Захарова, Ивана Полиенко. И конечно же, украшением выставки стали работы самого Константина Горбатова.

– У нас их всего пять, – рассказала директор музея Ирина Яновская, – один небольшой холст, три живописных этюда и карандашный набросок. Его приобрел на аукционе в Европе и подарил нам ушедший в этом году из жизни Владимир Каданников…

Еще выставку украшают три узнаваемых портрета, сделанных с фотографий. Они узнаваемы авторской техникой Николая Кузнецова, а также образами. Но если самарских меценатов Альфреда фон Вакано и Константина Головкина, расположенных в экспозиции современных художников-земляков, определить несложно, то портрет Горбатова – эксклюзив. Сам себя он не писал, а фотографий сохранилось очень мало.

Бытует мнение, что 99% тольяттинцев не знают Константина Горбатова. А могли бы гордиться! Константин Иванович – наш земляк, пронесший через всю жизнь любовь к городам на воде: реках, озерах и морях. Уроженец провинциального Ставрополя, он, кстати, и учиться начинал у нашего практически земляка. Федор Буров – уроженец Федоровки и, к тому же, еще и учитель самого Кузьмы Петрова-Водкина, его-то наверняка знают хотя бы 90% тольяттинцев!

В 1911 году Горбатов окончил академию художеств в Санкт-Петербурге, участвовал в международных выставках, где снискал славу основоположника «романтического реализма», а после поездки по Европе обогатил свою живопись приемами импрессионизма. Его технику и тематику можно условно отнести к московской художественной школе, ее представители: Коровин, Архипов, Туржанский.

Разумеется, он был очень востребован, поэтому большинство работ Горбатова находятся в частных коллекциях. Художник, пожалуй, куда больше известен и популярен на Западе, один маленький факт: в европейских каталогах имя Константина Горбатова следует сразу за именем Ивана Айвазовского.

В 1922 году Горбатов вместе с женой выехал в Италию, столь любимую, яркую, праздничную, у воды. Критики писали:

– Северянин так поразительно понял воздух и краски нашей страны, что хочется, глядя на его полотно, вдыхать аромат нашей жизни.

Побывав в Англии, Нидерландах, Палестине и Египте, Горбатов в 1926 году осел в Берлине. Дальше – понятно. К власти вскоре пришли нацисты, выезд из страны Горбатову запрещен, так как он все-таки был советским гражданином.

Правда, его биологическим отцом был немец, доктор Генрих Гамберг, но Горбатов всегда считал себя русским и писал русскую старину, даже тогда, в Берлине, писал по памяти, ярко и жизнерадостно расцветали на его полотнах купола Ростова Великого и Троице-Сергиевой лавры. У Константина Горбатова был девиз: «Искусство как праздник». Он и революцию поэтому не принял, именно по эстетическим мотивам – не увидел в ней праздника, только кровавую трагедию.

Закончилось всё в судьбе у художника тоже трагично. Вскоре после Победы, в мае 1945 года он умер. А потом и его жена Ольга свела счеты с жизнью. Вселившийся в их квартиру советский офицер нашел там коллекцию картин и завещание с просьбой передать их в Ленинград в академию художеств. В 1964 году произведения переданы в областной музей в Новом Иерусалиме, это подмосковная Истра.

Тот карандашный набросок, который подарил музею актуального реализма Владимир Каданников, называется «На озере», он датирован первой половиной ХХ века. Очень похож по композиции на известнейшую картину, изображающую Ростов Великий со стороны озера Неро. Хочется верить, что именно по нему в нацистском Берлине художник и создал живописное полотно: завершенная работа датирована 1943 годом.

– Мы давно уже стараемся популяризировать имя Константина Горбатова, потому что это единственный пока, подчеркиваю – пока всемирно известный художник, уроженец нашего города, – отметила Ирина Яновская.

Ведь среди сорока авторов, чьи работы отобраны на нынешний вернисаж, обязательно кто-то еще должен прославить наш город!

– Готовясь к юбилейной выставке, мы задумались: как современные художники относятся к провинции, какой смысл вкладывают в это понятие? Для Горбатова искусство было праздником, он видел только красоту. Воспевают ли наши художники провинцию или, может, критически относятся? Ответ перед вами.

Современные художники тоже видят красоту. Особенно самарцы: у них постоянно перед глазами шедевры архитектуры прошлых веков, знаковые особняки, которыми нам предлагают вместе с ними полюбоваться Елена Махова, Татьяна Краснощекова, Дарья Бондаренко, Игорь Доний, Любовь Егорова.

Тольяттинцы Юлия Маслова, Марина Варфоломеева, Анна Иванушкина, Юрий Гавриленок, Дмитрий Анчуков и многие другие, а также фотографы Александр Прохоренко, Валерий Александров вовсе не отдают дань восхищения провинциальному соцмодернизму Автограда. Как же так?! Им ближе захолустные гаражи, уютные уголки Портпоселка, вечерние аллеи парка, жанровые дворовые сценки и, конечно же, наша чудесная природа.

Творчество еще трех упомянутых авторов, столичных, отметим, народных и заслуженных, тоже посвящено провинции. Уже ушедший из жизни Гурий Захаров представлен черно-белыми, но такими яркими графическими пейзажами в мало встречающихся ныне техниках линогравюры и офорта.

Старейший из художников, 1928 года рождения, Андрей Тутунов – певец русской глубинки и ее обитателей: простых рыбаков, бакенщиков и трактористов. Иван Полиенко – скорее художник среднего поколения, он писал в молодости провинцию: Суздаль, Гороховец, Тарусу, а позже Москву, но немного странную и безлюдную, навевающую параллели с «суровым стилем» 60-х годов.

– В каждой выставке мы открываем хотя бы одно или два новых имени, авторов, которые впервые участвуют и радуют нас своим творчеством, – этими словами директор музея завершила торжественное открытие вернисажа. Но имен не назвала, предоставив сделать собственные открытия зрителям.

Для меня таким стали работы тольяттинца Виктора Карамаликова. Удивительно яркие и не по-модному реалистичные.

С первого взгляда я даже приняла их за цифровую печать, а чуть приглядевшись, увидела отголоски подлинной русской реалистической школы, передающей и детали, и общее впечатление от жизни и от искусства – как от настоящего праздника цвета и света. Как и у Константина Горбатова, нашего великого земляка, единственного художника-ставропольца, получившего мировое признание. Пока единственного…

Выставка «Провинция» будет работать до 16 сентября 2021 года.

Адрес Музея Актуального Реализма: г.Тольятти, ул. Юбилейная, 25.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

работа тольяттинского художника

Художник Виктор Карамаликов (Тольятти). «На Волге. В ожидании перевоза».

картина тольяттинского художника

Художник Виктор Карамаликов (Тольятти).