В Тольятти открылась выставка итальянского фотографа Микеле Чера

В ОСИ ТХМ открылась выставка Микеле Чера «Возгонка.jpg».

В Италии не очень распространен вкус к советской архитектуре, а нам она нравится», — заявил на открытии новой экспозиции в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея итальянский фотограф Микеле Чера.

Процесс «возгонка», давший название этой выставке, отсылает к такому физическому явлению, как переход из твердого состояния вещества сразу в газообразное (минуя жидкое). По замыслу автора, процесс социальных и эстетических изменений, которые переживают люди в современных реалиях (в том числе и в Тольятти), метафорически являет собой эту самую возгонку как переходное состояние пространств и людей, живущих в этой среде.

Тремя проектами, представленными на выставке, Микеле Чера занимался в течение пяти лет. Краковский район «Нова хута» напоминает нам не Польшу, а Центральный или Комсомольский районы нашего города. Здесь и хрущевки, и сталинский ампир, и величественное здание с арками (почта?). Мирно беседующие старички лично мне намекают, что Тольятти постепенно стареет — демографически, эстетически, да и просто ветшает. Европейский взгляд на постсоветское пространство — это исследование, а для нас повседневность. Вторая часть выставки — «В клубе» — обыденные посиделки в некогда политическом, а ныне общественном клубе Равенны (Италия).

Много «воздуха» и «шевелёнка» на этих снимках придают некую призрачность немолодым людям, которые пришли в клуб сыграть в карты или обсудить спортивные новости. Эти интерьеры мне напомнили клубы по интересам в каком-нибудь заводском общежитии.

Но больше всего первых посетителей выставки поразил раздел экспозиции «Пыль» — снимки, сделанные в пригородах Тираны и других албанских городов. Пейзажи подозрительно напоминают окраины Тольятти… Отправился Микеле в Албанию неслучайно, с одной стороны, образ албанцев (а эта страна ближе всего к Апулии — области Италии, откуда родом автор) ассоциировался с беженцами, которые хлынули к апулейцам во время последней балканской войны. А с другой стороны, отец Микеле, который служил на территории оккупированной Албании в годы Второй мировой войны, рассказывал сыну, что столичная Тирана — совсем как соседний городок. Прибыв на место, фотограф обнаружил ушедшую натуру — послевоенную Италию 50-х годов ХХ века. Поэтому фотографии захолустных окраин имеют квадратную форму кинокадров и радостные яркие цвета фильмов итальянских неореалистов.

«В чем позитив? Только в цвете?» — задала Микеле вопрос гостья выставки.

«Хрупкость человека в этой изменяющейся среде не только трагична, но и дает надежду, что развитие общества и пространства может стать таким же (или даже лучше), как это случилось в Италии», — примерно так через переводчика ответил автор.

В этих работах мне лично трудно увидеть будущее, но можно попасть в «прошлое», как это сделал Чера.

Отсутствие постановочных кадров, естественные искренние моменты — вот принципы работы фотографа. Уловить поток жизни, перестроить свое восприятие, уйти от стереотипов — в этом видит свою задачу Микеле Чера. Это европейский подход — осмысливать и переосмысливать пространства. А нам даже подумать об этом некогда!

Кроме авторской развернутой экскурсии на открытии выставки была лекция доктора социальных наук Гуидо Секки, давно работающего в университете в Риге и отлично говорящего по-русски. Лекция «От соцгорода к современному городу: комьюнити в переходном состоянии» представляет собой междисциплинарное исследование, которое фокусируется на подходах западной фотографии к советскому планированию городов и к архитектуре и подчеркивает тему отношений между городским пространством и их обитателями. Темы урбанистики и планирования новых пространств на основе старых очень интересны.

А новый проект, который сейчас делают Микеле, Гуидо и латвийский коллега Гуидо, будет включать в себя съемки в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах России, Белоруссии и Восточной Украины. Но и наш город уже попал в этот проект и запечатлен Микеле. Вопросы, которые были заданы тольяттинцам, сотрудники музея отошлют авторам проекта. Также группа авторов собирает видео, фото и документы (в том числе архивные) по заданной теме. Гости готовы вернуться с результатами своего исследования (не ранее чем через год) и провести презентацию или круглый стол. Но выставки не планируется. А прислать материалы по архитектуре нашего города может любой желающий, так что если есть интерес — пишите автору этой статьи. А к теме развития общественных пространств мы еще вернемся.

Выставка фотографа Микеле Чера «Возгонка.jpg» продлится до 9 июня 2018 года.

Адрес Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, ул. Свердлова, 3.

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

итальянский фотограф на открытии выставки в Тольятти

фото: «Площадь Свободы»