Завершающая год лекция проекта «Город. Инструкция по применению» прошла не совсем обычно. Хотя заявлено было, что уже несколько раз выступавший в музее заместитель директора института экологии Волжского бассейна Станислав Саксонов прочтет лекцию «Зеленый каркас города».
Но состоялось практически общее обсуждение темы спасения городских зеленых насаждений. Почти все слушатели участвовали уже в первой акции проекта «Елки – не палки» как волонтеры. Интересно, что эти люди, как творческие, так и «технари», вполне профессионально рассуждали, не так уж сильно уступая во владении терминами таким специалистам, как, например, лесовед Андрей Крючков.
Пожалуй, именно сотрудничество краеведческого музея с институтом экологии привело к разработке проекта «Елки – не палки». Как рассказала автор проекта Татьяна Ткаченко, она же, впрочем, и лекторий создала:
– С октября получено финансирование за счет гранта. Ели на улице Баныкина больны, они могут погибнуть. Можно им продлить жизнь или спасти, если повезет. Мы уже в ноябре выходили, перед снегом, сделали реестр деревьев. Наша задача: сформировать группу волонтеров, которые научатся работать с зелеными насаждениями, помогут спасти елки и дальше станут работать в том же направлении…
Экспертом проекта выступает Станислав Саксонов. Также привлечен будет специалист департамента городского хозяйства. Немного не успели авторы проекта предупредить свалку снега под елями – как всегда, снегопад оказался внезапным. Излишняя влага страшна елочкам. Еще страшнее соль, которой снег щедро сдабривают, хорошо, что не в самом начале зимы.
– Не успели еще нам эксперимент испортить…
Да, задачи проекта экспериментальные. Ведь с конца 50-х годов никаких радикальных мер по оздоровлению зеленого каркаса не проводилось. Впрочем, само определение «зеленый каркас» не очень правильное, хоть уже перекочевало в муниципальную программу.
– Но ничего страшного, – согласился Станислав Сергеевич, – оно позволяет иметь представление о том, что является элементом урбоэкосистемы. На самом деле зеленые насаждения – это элемент водно-зеленого каркаса, который, в свою очередь, является элементом экологического каркаса города, то есть совокупности биологических факторов, влияющих на комфортность городской среды.
Тольятти, по мнению эксперта, зеленый, но неухоженный. Нам повезло – в черте города есть лес.
– Несчастный лес…
Если нам с лесом повезло, то лесу с нами – наоборот:
– Каждая наша прогулка для леса, как естественной экосистемы, – вторжение, нарушение…
Чтобы снизить рекреационную нагрузку на лес, и требуется пресловутый зеленый каркас. Если говорить о породах, то в рамках этой лекции говорили предметно только о двух. Первыми сажали тополя. Город наш плановый, строился практически одномоментно на безлесных территориях. Чтобы создать комфортные условия для жителей, высаживали тополя. Они очень быстро растут. Но срок жизни есть и у деревьев, свои полвека тополя уже прожили.
– Мы опоздали, начать постепенную замену деревьев следовало еще 20 лет назад, – уточнил Крючков.
Сейчас почти все тополя больны. И, кроме того, падают. Саксонов рассказал:
– Я являюсь судебным экспертом по дендрологии. И суть 90% дел у меня в столе – упавший на чью-то машину тополь. Все дела город проигрывает.
Срок жизни любого живого объекта, что человека, что дерева, зависит от разных факторов, как позитивных, так и негативных. Индекс устойчивости зеленых насаждений в городских условиях сильно снижен.
Вот мы считаем главной задачей деревьев очистку воздуха. Есть даже статистика: две тонны двуокиси углерода перерабатывает тополь. Но реально проверить сложно этот факт и цифры, касающиеся свойств аккумулирования поллютантов, то есть загрязнителей.
Но, тем не менее, пользу тополя приносят. Защищают от ветра, смягчают немного климат и, конечно же, создают свежесть и уют. Не упомянули участники лекции негативный фактор, очень важный: тополиный пух. А именно с ним связана единственная процедура, которую власти порой проводят в отношении зеленых насаждений. Речь об обрезке.
Один из слушателей выдвинул, на мой взгляд, здравую теорию, объясняющую столь частое падение тополей на граждан и их автомобили:
– Тополь имеет пирамидальную форму, уравновешивающую и придающую устойчивость. После обрезки ветви начинают расти в стороны, происходит это неравномерно, устойчивость нарушается.
И хотя мы опоздали уже на 20 лет, постепенную замену тополей, пожалуй, надо всё же начать – на какие-то другие деревья. Или выведенные, возможно, за прошедшие полвека селекционерами непылящие виды.
Что касается елей, они моложе тополей. Тем, что на улице Баныкина, примерно лет сорок. На Центральной площади они немного постарше. Как вид, ель древнее тополя, ей больше миллиарда лет. И она более устойчива к заболеваниям. Елки не падают пока. Но на площади две уже пришлось спилить, так как на них напали клещи. А ели на улице Баныкина, как выяснилось, болеют грибковыми заболеваниями и фузариозом.
Станислав Сергеевич рассказал о конкретном случае, когда его, «врача частной практики по деревьям», владельцы со слезами уговорили взяться за лечение обреченных уже под топор елей:
– Жалко людей. Я не стал даже покупать дорогущие европейские препараты, попробовал базовые комплексы: корневая подпитка, внесение стимуляторов роста, стандартные фунгициды. И я увидел серьезный, хороший результат. Сухая полумертвая ель пустила новые побеги…
Затраты не такие уж большие, по словам биолога. Однако важно не упустить время: очень быстро развивается фузариоз и даже начинает перекидываться на сосны в лесу. Для елей опасно переувлажнение, губят их соли, особенно хлоридные.
Многие, наверное, обращали внимание, что приствольные круги посаженных в частных домах елей засыпаны щебнем или галькой. Это, во-первых, красиво, а во-вторых, защищает от излишней влаги. Хорошо бы так же позаботиться о наших городских хвойных красавицах.
Поэтому проект «Елки – не палки» станет таким пробным шаром, на нем обкатают возможность применения современных технологий и привлечения человеческого ресурса.
– Если мы хотим жить в красивом, уютном городе, надо всем нам в это вкладываться…
Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»