Поэт однажды сказал: «…Времена не выбирают. В них живут и умирают». И мы запомнили его пророчество и согласились с ним, как, наверное, и те художники, которые вольно или невольно транслируют нам настроение других веков или десятилетий. Приоритетом жанра, яркостью деталей, колоритом, темой, эмоцией.
Времена не выбирают
Новая выставка января оказалась такой же строгой и сдержанной, как новый образ открывавшей вернисаж Ирины Яновской: времена не выбирают… Директор музея на этот раз выбрала для своего платья емкий черный, а первый зал выставочного пространства сухо перечитал отороченные черным портреты вождей. И слава богу, что сухо. Без паники, без оценочных клише, без пародий и сарказма. Да и как могло быть иначе, если их писали современники из советского далека, знающие толк в законах соцреализма?
Карл как Карл
Вот портрет Карла Маркса от Георгия Кикина. Карл как Карл. Только заметно уставший убеждать и даже не представлявший тогда, что памятник ему в Тольятти 21-го века будет так же похож на портрет Георгия Кикина, как десятки и сотни памятников в России великому капиталисту другой, ушедшей, эпохи.
Впрочем, Василию Воронскому удалось удивить другим взглядом на мир от имени художника Генриха Павловского из его личной коллекции. На огромном, сытном полотне – богатый и яркий базар. Магнитят краски, веселят прилавки. И рождаются новые штампы 21-го века: Генрих писал заказанную радость жизни как имитацию реального веселья и сытого желудка советского потребителя искусств и съедобного базарного ассорти. Правда, у Генриха никто и не спросил: может быть, его масштабный рыночный оптимизм – простое настроение дня?
Советская классика
Музей актуального реализма и владелец галереи «Парк Отель» Василий Воронской выбрали для этого собрания работы выдающихся мастеров, таких как П. Оссовский, В. Пурыгин, Д. Боровский, Э. Неизвестный, М. Кантор, С. Никиреев, Г. Захаров, И. Комиссаров, И. Шевандронова, А. Тутунов. Советскую классику, которая могла бы подтвердить все штампы развития изобразительного искусства конца 60-х до середины 90-х годов, а заодно и все сегодняшние штампы, под которые мы, возможно, и без идеологического заказа, по инерции шьем искусствоведческую одежку на всю живопись и графику тех времен оптом, не желая навредить ни временам, ни зрителям.
Нам, конечно, легче поверить, что все художники той временной галактики писали исключительно производственные портреты на фоне знамен и с медалями на лацканах пиджаков героических доярок, плотников, врачей или летчиков. И выставка – тому подтверждение. Только верить не хочется. Хочется проверить. И тогда на новом вернисаже могли бы проявить себя разные подходы разных мастеров к тому же советскому по времени портрету. Только вот беда: даже частные коллекции скорее социализируют, политизируют натуру героев на портретных полотнах тех лет или обобщают художников под обозначенное искусствоведами знаковое время, чем ищут контрасты и разночтения.
Консервы с часами
А времена – и это главное чудо живописи или графики, скульптуры или плаката – все равно законсервированы в рамах, как о них ни напиши. Чего стоят лыжница, написанная Александром Жидковым, или его же москвичка. Поживший свое зритель наверняка узнает, в каком именно десятилетии мы болели за лыжниц в узнаваемых фирменных шапочках тех времен. А вот юному зрителю эту головоломку не разгадать: они – сегодняшние – и правда, будущее для той же москвички и спортсменки с портретов советской классики.
Здравствуй, я твое будущее, написала в «Фейсбуке» одна симпатичная Лиза из Тимирязевской академии, которая отпустила ее на каникулы в родной Тольятти еще и для того, чтобы она смогла впервые увидеть на выставке так много Брежневых и Лениных одновременно. Они глазами встретились. И может, неспроста.
Поспорьте по субботам
Впрочем, музейщики настроены не только показывать и рассказывать. Но и разговаривать, и спорить со своим зрителем согласны. Зайдите на сайт музея и сделайте заметки в своем календаре: когда здесь можно будет поспорить на тему «Соцреализм или соцклассицизм».
15 февраля разговор пойдет о Валентине Пурыгине, о взволнованности и тревожности в его полотнах.
А 29 февраля зритель узнает, какова была дорога живописца Петра Оссовского к храму.
В марте – не менее интересные строчки в афише: детская тема в искусстве 2-й половины ХХ века, и конечно же, Известный Неизвестный, кстати, тоже представленный в новой выставочной подборке Музея актуального реализма и Василия Воронского.
Василий Васильевич, кстати, дал всем отличный совет: настраивайтесь на художника и слушайте свои вибрации. Если это ваш художник, смотрите и наслаждайтесь им. Если нет, стоит ли тратить на него свое неповторимое драгоценное время.
Выставка будет работать по 2 апреля 2020 года.
Адрес Музея актуального реализма: г. Тольятти, ул. Юбилейная, 25.
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»