В Тольятти художники покажут небо в алмазах

картина художника
фото: «Вольный город Тольятти»

Три выставки открылись в стенах Музея актуального реализма в Тольятти. Точнее, три локации представляют соответствующее количество проектов. Самая большая по объему – более 100 работ – передвижная ежегодная отчетная выставка самарского отделения Союза художников России. На сей раз ей дали звучное название «Небо в алмазах».

– Мы стремились показать многообразие местного изобразительного искусства, – отметил на открытии один из кураторов Дмитрий Мантров, – объединить искусство традиционных форм с актуальными поисками и экспериментами…

Здесь не только живописные полотна, но также графика, инсталляции, арт-объекты. Организаторы предполагают, что в своих произведениях авторам удалось передать некие философские понятия: проявления внутреннего мира человека, его связи со Вселенной, взаимодействие микро- и макрокосмоса. Среди работ привлекают внимание больше все-таки реалистичные работы: пейзажи, сюжетные композиции, насыщенные символизмом. Новаторства, авангарда, нефигуративных, то есть абстрактных произведений, пожалуй, больше, чем можно видеть на выставках тольяттинских авторов. Один из наших местных культуртрегеров Николай Кузнецов признался, что уровень самарцев превышает местный на полпорядка.

Можно было бы согласиться, но только в одном – соседи смелее отторгают привычные художественные традиции. Но у нас и зритель, как ни странно, всё же консервативнее. Или это ошибочное мнение? Решать посетителям.

Почему «Небо в алмазах»? Директор МАР Ирина Яновская напомнила, что это фраза из пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня». Потому и предваряет локацию портрет писателя, созданный сокуратором проекта Павлом Пашкиным:

– Эти слова персонажа Сонечки, звучащие в финале, выражают ожидание какого-то будущего счастья. А может быть, и пустых надежд, что, возможно, придает этим словам несколько ироничное звучание…

Кураторы также проводят параллель между литературным образом и известным выражением великого мыслителя Иммануила Канта о том, что наполняет душу удивлением и благоговением:

– Звездное небо над нами и моральный закон внутри нас…

Глава регионального отделения СХР Дмитрий Мантров дополнил:

– Цель, обозначенная названием этой выставки, – мотивировать художников на создание новых работ, стремление к творческому росту. После показа в Самаре и Новокуйбышевске нас оценили, назвав эту экспозицию максимально полным срезом художественной жизни региона…

Вторая локация представляет работы лауреатов и победителей областного конкурса на соискание премии имени Константина Головкина. Это купец, меценат и художник, ставший основателем Самарского художественного музея. Он первым предоставил ему коллекцию работ, собственных и своих коллег из Самары и других городов.

В конкурсе несколько номинаций: традиционное искусство, современное искусство, дизайн и кураторство.

– Конкурс существует уже три года, к сожалению, в двух первых номинациях тольяттинцев участвует мало. В этом году в шорт-лист попала наша Евгения Зуева со своей декоративной работой. Зато в области дизайна мы выступаем всегда успешно, а в этом году заняли все три призовых места.

Первое место занял проект благоустройства территории стелы «Радость труда». Также в номинации кураторство в прошлом году проект МАР занял второе место, в этом году – первое. Анна Иванушкина и Алексей Зуев удостоились главной премии за проект выставки, посвященной восстановлению той же самой стелы.

Третья локация демонстрирует большую часть из 29 работ Андрея Васнецова, принадлежащих музею. Она посвящена 100-летию этого многопланового мастера, внука знаменитого Виктора Васнецова, автора тех самых «Богатырей» и «Аленушки». Для нашего города в 70-е годы Андрей Васнецов создал знаковые объекты: серию скульптур «История транспорта» и мозаичное панно на фасаде кинотеатра «Сатурн».

– Особенно ценно, что коллекцию работ мы получили непосредственно от вдовы художника. Ушел из жизни мастер в 2009 году в возрасте 85 лет. В это же время выставка, посвященная 100-летию Васнецова, проходит в Москве. Поэтому и мы решили почтить память мастера. В локации представлен скульптурный портрет самого Андрея Владимировича, созданный его супругой Ириной Ивановной.

Среди работ Васнецова много незаконченных, эскизов, не имеющих названий. Они выглядят довольно темными, мрачными, с крупными мазками, без проработанных деталей.

– Васнецов считается одним из основателей «сурового стиля». Но скорее можно отнести его произведения к метафизической живописи, которая не связана с идеологией, сюжетом, темой. Он понимал живопись как соотношение даже не цветов, писал черное на сером, серое – на черном и черное – на черном. Он считал, что живопись – это соотношение объемов и масс, света и тьмы, создавая свои странные картины. Но сейчас эти работы смотрятся очень современно. А какими странными они казались тогда, в 60-е и 70-е годы…

Но странный, как живописец, Андрей Васнецов имел звание народного, статус академика и лауреата госпремий, долго возглавлял профессиональный союз. Именно во второй, прославившей его, ипостаси художника-монументалиста мастер известен тольяттинцам. Правда, к сожалению, «История транспорта» находится в несколько заброшенном состоянии. Кинотеатр «Сатурн» – тоже в запустении.

– Однако мозаика на его фасаде (хоть и выполнена раньше, чем «Радость труда») находится в идеальном состоянии. Перед началом работ на стеле мы привозили экспертов из Москвы для оценки возможности реставрации. Они вспомнили, что уже работали в нашем городе, и попросили отвезти к кинотеатру. Потрогали руками мозаику: ни один элемент не выпал за столько лет!

Выставки будут работать до 20 марта, в их рамках предусмотрена обширная программа событий и активностей: экскурсии, мастер-классы и арт-игры для взрослых и детей.

Адрес Музея актуального реализма: ул.Юбилейная, 25.

Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»