Когда я узнал о ситуации, сложившейся вокруг единственного в городе специального военизированного отряда быстрого реагирования (СВОБР), то до конца не поверил собеседникам. Не может местная власть в нынешних условиях так поступать. Не может! А потом изучил документы…
Седьмого декабря 1988 года в Армении случилось мощное землетрясение, которое практически разрушило целый город – Спитак. Специалисты проанализировали случившееся и предложили принять ряд мер на уровне страны. Уже 30 декабря министр по производству минеральных удобрений СССР Николай Ольшанский издал приказ о создании в Тольятти специального отряда быстрого реагирования.
Его создали как государственную структуру, входящую в состав министерства. Место положения базу СВОБРа (1,9 гектара на Поволжском шоссе) согласовали с администрацией Комсомольского района, на этот счет есть постановление.
Тридцать с лишним лет отряд нес исправно службу, участвуя в ликвидации последствий аварий на промышленных предприятиях. Надо особо подчеркнуть, что аварии большой химии – это взрывы, пожары и выбросы токсичных продуктов при температурах до 1200 градусов и давлении до 500 атмосфер. Конечно, проблема проблеме рознь, но без квалифицированных специалистов тут все равно не обойтись.
В ходе псевдореформ, проводимых в стране либералами от экономики, тольяттинский СВОБР в лихие девяностые утратил статус государственной структурой, став филиалом столичного общества с ограниченной ответственностью «Агрохимбезопасность». Несмотря на очень скромный фонд заработной платы, отряд не только выжил, но и сохранил боеспособность, что доказывал не раз своей работой.
Местные власти про него вспоминали только в критических ситуациях. И вдруг… 20 декабря 2022 года на территории отряда появилась комиссия из мэрии. Чиновники осмотрели территорию, специальную технику и тихо ушли. А через четыре дня в отдел полиции Комсомольского района из мэрии поступило заявление с просьбой… возбудить административное дело по факту самовольного захвата земельного участка.
Проверку проводил сотрудник правоохранительных органов. Вот фрагмент определения за его подписью:
«Вся проектная документация, касающаяся объекта, предоставлена сотрудникам полиции. До настоящего времени обследования земельного участка контролирующими органами не производилась. Договор аренды земельного участка ни с кем не подписывался, арендная плата никому не перечислялась. Никаких требований об освобождении занимаемой территории не предъявлялось.
Во время обследования от сотрудников администрации города каких-либо требований и запросов не поступало. В связи с чем проводилось обследование неизвестно. Умысла на самовольное занятие и использование данного земельного участка не имеется, так как он используется отрядом с 1989 года».
Получив отказ в возбуждении административного дела, мэрия практически через год (!) подала заявление в арбитражный суд Самарской области. Но не к отряду быстрого реагирования, а к головной компании. Были выдвинуты следующие требования: взыскать почти 600 тысяч рублей (незаконное обогащение и проценты за пользование чужими деньгами), произвести демонтаж ограждения участка и строений на нем.
А еще в случае неисполнения решения суда предоставить право мэрии Тольятти снести объекты и взыскать понесенные расходы с ответчика. Кроме того, взыскать с ответчика неустойку (2000 рублей за каждый день), если вынесенное решение по демонтажу не будет исполнено «Агрохимбезопасностью».
Узнав о позиции мэрии, химические собровцы изумились. Они отчетливо понимали, что демонтаж специализированной базы автоматически означает ликвидацию отряда.
– В мэрии точно здравомыслящие люди сидят? Не враги? Интересно, чтобы сделали с такими чиновниками в сталинское время? – спрашивали бойцы отряда.
Арбитражный суд подошел к проблеме достаточно формально: участок земли занимаете? Да. Он в вашей собственности? Нет. Тогда надо платить аренду. Или оформляйте в собственность.
С одной стороны, у суда свои критерии. С другой – надо же дифференцировать, различать, где ларек с полугнилыми овощами и фруктами, а где объект специального назначения.
Понимая возникшую ситуацию, «Агрохимбезопасность» заключила с городской администрацией мировое соглашение. Суд его утвердил и дал несколько месяцев (до 4 апреля 2025 года), чтобы можно было оформить правоустанавливающие документы на земельный участок. Если это не удастся сделать в отведенный срок, то до 22 мая должен быть произведен демонтаж базы. Ну, а если и это не будет выполнено, то – штрафные санкции.
Летом руководство отряда обратилось с официальным письмом к мэру Николаю Ренцу, но реальной помощи так и не дождалось. Хотя просило оно о малом:
– В отряде нет специалистов, чтобы правильно, по всем бюрократическим нормам, оформить право аренды земельного участка. Окажите содействие, чтобы оформление пришло без торгов. Мы – спасатели, по сути, солдаты. У нас нет средств, чтобы в ходе торгов противостоять крупным, богатым и опытным предпринимателям, которые смогут легко приобрести эту территорию.
Перед Новым годом командир СВОБРа Анвар Хасиятуллин обратился за помощью уже к председателю общественной палаты Тольятти, почетному гражданину города Александру Дроботову. Он попросил содействия в оформлении земельного участка без торгов и в установлении приемлемой арендной платы за счет понижения коэффициента.
Необходимо пояснить, что правомерность применения соответствующего коэффициента относится исключительно к полномочиям городской администрации, а за «установку» коэффициента отвечает тольяттинская дума. Поэтому непонятно, как отреагирует на все это мэрия.
Вчера я позвонил Александру Дроботову и спросил, что он намерен предпринять. Александр Николаевич ответил, что ситуация с отрядом быстрого реагирования будет рассмотрена на одном из ближайших заседаниях общественной палаты города.
– А какие вы видите варианты решения проблемы?
– Есть несколько вариантов. Первый. Надо предложить областному управлению МЧС взять эту организацию в свою структуру. Если это невозможно по каким-то причинам, то региональному правительству стоит рассмотреть вопрос о передаче этого филиала из «Агрохимбезопасности» в юрисдикцию Самарской области. Именно как областного государственного учреждения.
Еще вариант. На мой взгляд, самые заинтересованные в спасении специального отряда – это тольяттинцы. Поэтому городской администрации можно сделать на базе СВОБРа муниципальное учреждение на полном бюджетном обеспечении. Тем более у бойцов есть все, что необходимо для ликвидации опасных аварий.
– Хорошее предложение, но смущает один момент. Бюджет города сверстан и утвержден еще в конце прошлого года. Где взять дополнительные средства на содержание химических собровцев?
– Есть резервный фонд. Кроме того, ежеквартально вносятся поправки как в бюджет Самарской области на 3-4 миллиарда рублей, так и в бюджет города. Есть такая возможность, есть, главное – время не упустить. А иначе к ним придут судебные приставы…
«Вольный город» будет следить за развитием ситуации, информируя об этом наших читателей.
Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 2 (1538) 17.01.25
Номер свидетельства ПИ № 7-2362 от 30.10.2003