В Тольятти дороже, чем в Самаре

Новости Тольятти augustnews.ru

Наверняка многие горожане заметили, что с 1 января проезд в маршрутках подорожал, причем сразу на 25-30 процентов. Теперь, чтобы добраться из одного района в другой, нужно заплатить обнаглевшим коммерсантам 27 рублей, причем прокуратура и антимонопольная служба на сей вопиющий факт пока никак не отреагировали.

Удивительно, но факт! В городе, где падают доходы жителей, а многие вообще сидят без работы, стоимость проезда в общественном транспорте  – едва ли не самая высокая в России, если не считать Москву и Санкт-Петербург. Первой руку к этому приложила мэрия, поднявшая стоимость проезда в автобусах и троллейбусах сразу на 25 процентов (с 20 до 25 рублей), мотивируя тем, что транспорт убыточен, а на дотации в бюджете катастрофически не хватает денег. Довод не слишком убедительный, ведь решают же как-то эту проблему в сотнях других российских городов. Можно было изучить их опыт, привлечь губернатора (хватит уже ему не замечать тольяттинских проблем) и федералов, однако власти предпочли пойти наиболее легким путем, выкачивая недостающие рубли из карманов горожан и тем самым накаляя социальную обстановку.

На решение мэрии быстро отреагировали коммерсанты, поднявшие стоимость проезда до 25 (по району) и 27 (между) рублей. По сути это сговор, которым должна заниматься антимонопольная служба, однако она пока что, наоборот, защищает интересы перевозчиков в их судебных спорах с мэрией.

– Неужели нет регламентирующих документов, которые запрещали бы поднимать коммерсантам стоимость проезда сразу на 30 процентов? – этот вопрос мы задали на днях Сергею Андрееву.

– Тема недавно рассматривалась в суде, который посчитал, что у нас нет полномочий устанавливать для коммерсантов предельную стоимость проезда, – ответил мэр. – Заниматься этим должны областные власти, и механизмы у них есть. Знаю, что в других регионах устанавливают предельные тарифы на оказание услуги. Почему у нас так не делают? Не знаю. Возможно, потому, что в этому случае региональному правительству пришлось бы компенсировать разницу между установленным предельным тарифом и экономически обоснованным…

Сергей Игоревич попытался возразить, что у нас не самые высокие цены на проезд в Поволжье, и даже сослался на соседнюю Самару, однако мы парировали, что там люди платят по 23 рубля (информация проверенная), чем, наверное, расстроили градоначальника.

– В наших муниципальных автобусах и троллейбусах, если пользоваться электронным кошельком, то стоимость тоже составит 23 рубля вне зависимости от района, – сказал он.

– Конечно, вам выгодно, чтобы люди пользовались электронными кошельками, становясь зависимыми от муниципального транспорта, – не удержавшись, ответил я мэру. – Но ведь для этого нужно расширять сеть, а то у нас автобусные маршруты можно по пальцам пересчитать (№2, 13, 20, 40, 46 и 73) и доехать куда-либо без пересадки зачастую просто невозможно…

– Мы еще раз обратимся в областное правительство с просьбой рассмотреть вопрос о регулировании тарифов для коммерческих перевозчиков, – сказал Андреев, меняя тему разговора.

Конечно, Сергей Игоревич схитрил. Во-первых, началось все это безобразие именно с повышения тарифов на проезд в муниципальном транспорте, и если бы мэрия не стала жадничать, ограничившись 22 рублями, то и перевозчики не рискнули бы наглеть. Во-вторых, ругая коммерсантов за их чрезмерные аппетиты, Андреев, конечно же, понимает, что если каким-то чудом удастся добиться понижения стоимости проезда в маршрутках с 27 между районами до 24-25 рублей, то пострадает от этого прежде всего муниципальный транспорт. Ну кто, кроме льготников, поедет в автобусе или троллейбусе за те же деньги, зная о том, что маршрутка доставит их в пункт назначения минут на 10-20 быстрее? А раз так, то вряд ли мэр будет сильно усердствовать, добиваясь понижения тарифов, тем более что сам он если и заходит в общественный транспорт, то лишь по работе или из чистого любопытства… Между тем в Самаре, Чапаевске и других городах люди сильно удивляются, узнавая, столько тольяттинцы платят за проезд. Приходится объяснять, что альтернативы, к сожалению, нет. Любопытно, что цены на такси в городе, наоборот, снизились до 85-90 рублей по району, так что этот вид транспорта сейчас становится популярен даже среди тех, кто им раньше не особо пользовался.

В заключение скажем о том, что, несмотря на увеличение стоимости проезда, водители маршруток не упускают возможность, чтобы словесно не поддеть старушек, сующих в качестве оплаты проезда социальные карты.

– В автобусах и троллейбусах с этим ездите! – недовольно буркнул бабуле бритоголовый водитель 108-го. – У меня транспорт коммерческий!

Пожилая пассажирка опустила глаза и почти шепотом сказала:

– А я звонила, и мне сказали, что можно…

Когда мы рассказали об этом и других подобных случаях мэру, он предложил выделить специальный номер и специалиста, который будет конкретно заниматься жалобами, касающимися хамства водителей по отношению к льготникам. Идея понравилась, правда, не обошлось без небольшого комментария с нашей стороны:

– Только чтобы телефон этот работал, а то горожане жалуются, что в департамент транспорта зачастую невозможно дозвониться.

фото: Площадь Свободы

Андрей Липов, «Вольный город»