В театре «Дилижанс» состоялась премьера спектакля «Три фарса из одного циркового фургончика»

сцена из спектакля Три фарса из одного циркового фургончика
фото: Дмитрий Осинов

В «Дилижансе» премьера – победивший на фестивале-конкурсе доработанный эскиз Марии Критской «Три фарса из одного циркового фургончика». С темой «Классика», выбранной для июньской «Премьеры одной репетиции», вышло непросто. Классика часто мрачновата и скучновата.

Чего не скажешь о постановке, охарактеризованной автором: «Рецепт для унывающих и не очень». Это фарс, основанный на средневековых текстах. Слово приобрело ныне какую-то едва не политическую окраску.

– Да это фарс! – с вызовом говорят критики о каком-нибудь вроде бы важном, но показном действии высокопоставленных и не очень лиц.

А ведь «fars» по латыни – просто фарш, начинка! Которой, по одной версии, начиняли религиозные мистерии, чтобы публике не было очень скучно.

По другой версии, это постановка, сама начиненная, наполненная грубыми, понятными народу шутками, колотушками, тем, что сегодня называют буффонадой и клоунадой. Образец простого площадного театра, бравшего самые доступные пониманию темы. Вечными они оказались, однако!

Два первых сюжета самые популярные, посвящены взаимоотношениям супругов. Без психологизма и проработки характеров – они в этом жанре не требуются. Третий сюжет, которого не было в эскизе, из другой серии.

Помимо враждующих супругов, героями фарсов часто бывают плуты, шарлатаны, монахи. В данном случае питерский режиссер взяла довольно популярный фарс 15 века «Подагрик и двое глухих». Если первые два фарса, уже просмотренные мною в июне, шли по возрастающей, набирая смешного и нелепого, то в третьем сюжете эти определяющие достигли кульминации.

– Да это просто клоунада какая-то! – думалось даже с каким-то недоумением.

Так как сам сюжет расплывался и ускользал в этой вакханалии игры слов, акробатических кульбитов и экспериментов с самыми неожидаными предметами. Впрочем, это не претензия, это изумление смелостью постановщика и актеров, легко расправляющихся с тем, что в силу древности можно считать застывшим и незыблемым.

Нет, и в первом варианте смелости хватало. Казалось бы, «Лохань» – настоящая классика, самый известный средневековый фарс. Но он включен в ткань действия: постановка в постановке. Мы видим, как в замедленном движении въезжает на сцену фургон с надписями, как на чемодане путешественника: «Нью-Йорк, Осака, Париж, Сызрань». Уже смешно. Потом режиссер, а точнее, директор, как написано на «средневековом» подвижном офисном кресле, в исполнении Никиты Черных, распределяет роли. Актеры щурятся в зрительный зал, так как не очень рассчитывают, что кого-то привлекло незамысловатое действо.

Нас они поначалу и не видят. С реквизитом у бродячих артистов не очень, и лоханью служит ободранная современная кухонная мойка. Как в такой можно утонуть?!

Тем не менее, игра увлекает самих актеров, а директора отвлекает звонок по телефону-спиннингу, и пока он подобострастно беседует с «министерством культуры», подраспустившиеся актеры распределяют роли как попало. И мы получаем в следующей семейной «драме» суперкомичную парочку, получившую спецприз на фестивале. Жена – Александр Кудрявкин, муж – Яна Еприкян.

Колотушки, катание в бочке и переодевания прямо на сцене. Причем шинель, надетая задом наперед, становится поповской сутаной. Максим Никлус преображается дважды: сначала он играет соседку, а уже его персонаж наряжается духовником.

В истории про несчастного подагрика задействованные в пьесе превзошли себя. Игра слов присутствует и в русском переводе знаменитого фарса, ведь юмор заключается в общении двух глухих: слуги и портного. Однако первый ищет исповедника для «умирающего» хозяина, а второй собирается сшить ему штаны.

Но постановщик решил начать сначала – кто сегодня вообще знает, что такое подагра? Вообще-то серьезная болезнь, но потешаться над ней, видимо, и в 15 веке не было таким уж большим кощунством…

Проработка малейших мизансцен достойна не меньших похвал, чем физически-хореографическая и вокально-музыкальная одаренность исполнителей. Ведь даже выход на поклон стал настоящей буффонадой, где каждый актер буквально несколькими жестами или па выразил свою сущность.

В изумлении и радости только в финале участники площадного действа «вдруг» обнаруживают нас, зрителей. И это переполняет их торжеством. В итоге могу сказать, что рецепт действенный: если вы унываете, обязательно развеселитесь. Если не очень – тем более!

Премьеру смотрела

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»