Старую незатейливую пьесу Сергея Михалкова про зайку-зазнайку осовременили в театре юного зрителя «Дилижанс».
В обработке художественного руководителя ТЮЗа Виктора Мартынова она превратилась в увлекательное шоу, где всю интригу затевает блогерша Сорока в исполнении Екатерины Зубаревой. А также появляется дополнительный, хоть и безмолвный, персонаж, оператор звезды лесного «ютуба» Бобер в исполнении Петра Зубарева.
Вообще-то эту пьесу автор «Дяди Степы» и нескольких вариантов государственного гимна Сергей Михалков опубликовал еще при Сталине, в 1952 году. Но нет в ней никаких политических аллюзий, только трусишка Заяц, который ворует у спящего охотника ружье и думает, что стал «кумом королю».
Много песенок написано автором в основном прозаической сказки, но музыку к ним сочинил, тоже очень современную, Виктор Мартынов. Поют и зайцы, и лисица, и волк. Правда, не звучит песенка незадачливого охотника, да и сам охотник остается в одной мизансцене лишь в виде огромных ног и соответствующего ружья.
Постановщики хорошо потрудились и над яркими костюмами, и декорациями с реквизитом, который не должен вызывать недоумения у юных, но требовательных зрителей. Так как по тексту оригинала весьма странно представляется, как заяц закидывает за спину вполне человеческого размера оружие.
Как решали вопросы инсценировки более 20 лет (а именно столько пьеса ставилась в детских театрах СССР) – понятия не имею. Не приводилось читать ее прежде, и даже популярный одноименный мультик, снятый в 1976 году, я не смотрела, по странной, наверное, причине. Мультфильм кукольный, а я их не могла терпеть, признавала только рисованые.
Так что для меня тоже было интересно развитие тривиального сюжета в нетривиальной трактовке. Сорока разносит в своих подкастах всё, что считает годным контентом, даже то, о чем бы промолчать. Как, собственно, происходит в обычной жизни. Берет интервью как у потенциальных жертв, так и хищников – ей-то что, она всегда взлетит и смоется. А Бобер, как подлинный папарацци, прячется со своей камерой-поленом в кустах.
Да и итог закономерно положительный, хоть и не выщипывают у болтушки-сороки перьев из хвоста. Однако всем становится ясно, что кичиться случайно попавшим в руки ресурсом не следует и не стоит отрываться от коллектива. Ироничность нового названия постановки также намекает на ошибочную переоценку возможностей: «Страшнее зайца зверя нет».
Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»