В театре “Дилижанс” состоялась долгожданная премьера спектакля «Песнь черного леса»

сцена из спектакля «Песнь черного леса»

Актриса и режиссер «Дилижанса» Екатерина Зубарева поставила на сцене своего театра спектакль «Песнь черного леса». Это по сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце».

Любите ли вы немецких сказочников так же, как люблю их я? У Гофмана в произведениях тоже полно волшебников и чудес, порою пугающих, их сюжеты уносят читателей в неведомые дали. Гауфа, который родился чуть позже своего коллеги и прожил всего 24 года, часто манил Восток с его мистикой, столь интригующей и востребованной в первой половине девятнадцатого века. Его перу принадлежат сказки про калифа-аиста, маленького Мука и карлика Носа.

Но «Холодное сердце» считается самой жуткой историей. Тем не менее, Екатерина Зубарева рискнула сделать из нее постановку для семейного просмотра, поэтому на премьере было довольно много ребят помладше 12 лет, пришедших с родителями.

В этой сказке нет восточной экзотики, действие происходит возле швабского поселка Шварцвальд, стало быть, где-то на юге Германии. Там на пригорке растут огромные ели, под их сенью темно днем, как ночью. В этом чернолесье обитают два волшебника, один, как водится, злой, другой добрый.

А главный герой – сын угольщика Петер Мунк (актер Петр Зубарев) мучается вечной проблемой, с которой обязательно столкнется каждый.

– Угольщик! – разве это профессия? Вот был бы я стекольщиком, плотогоном или хотя бы музыкантом, меня бы тогда уважали! – так примерно размышляет персонаж. Но куда денешься от зависти, хоть в позапрошлом, хоть в нынешнем веке? Всё кажется, что соседу деньги достаются куда легче, и живется ему поэтому лучше. Петеру удается стать богатым промышленником, бездельником-путешествеником и безжалостным ростовщиком. И хоть с помощью чудес, но мы то, взрослые зрители, понимаем, что каменным сердце может стать и без волшебников, только вот счастья оно не почувствует. А зачем в жизни радости, приносимые богатством, если их нельзя ощутить, ими нельзя поделиться?

Для детей же происходящее на сцене кажется чудесным благодаря сочетанию живого плана с театром теней, при помощи которого до безумных размеров вырастает великан Михель (актер Олег Андюшкин), склоняются огромные ели, полыхает огонь, на фоне которого убегает от мести лесных духов фигурка Петера. Стоит отметить четкую работу художников по свету, а также костюмеров, создавших наряды в германских традициях.

Ребятишкам поначалу было немного страшно, как признался кое-кто. Но твердая уверенность, что даже в страшных сказках добро победит, помогла с замиранием сердца досмотреть спектакль до конца. Впрочем, сюжет хоть и немного, но был скорректирован.

Как обычно бывает на премьере, после показа спектакля художественный руководитель «Дилижанса» Виктор Мартынов представил весь коллектив, работавший над постановкой. Кроме актеров, художников, музыкантов, на сцену пригласили педагогов и учеников художественной школы имени Шагала, которые участвовали в конкурсе по созданию афиши спектакля.

– В будущем продолжится наше сотрудничество, – пообещал Виктор Валентинович. Именно художественный руководитель является, как и всегда, композитором постановки.

– Обычно после спектакля расходимся под музыку, – добавил Мартынов, – но не на этот раз: в постановке не используется ни одной фонограммы!

А спектакль задуман и осуществлен как музыкальная сказка – ведь «Холодное сердце» порой называют симфонией. Актеры целый год учились играть на самых разных инструментах, среди которых не только гитара, гармонь, тарелки, флейта, но и такие экзотичные, как теравваст, кахон, диджериду, трубофон, тальхарп, барчаймс. И вся эта сказочная симфония звучит в живом исполнении.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»