В такую коммунальную нервотрепку может попасть каждый

Новости Тольятти augustnews.ru

Пенсионерка пытается отсудить у коммунальщиков 200 тыс. рублей

К подъезду, в котором проживает пенсионерка Людмила Суркова, можно пройти лишь по узкой тропинке. Верней, даже не пройти, а проковылять, держась обеими руками за стену. Иначе рискуешь вместо родного дома попасть в больницу со сломанной рукой или ногой, потому что вся эта дорожка – сплошной девственный лед, не тронутый рукой дворника. В подъезде нас встречает мужчина с ломом в руках. Но это вовсе не дворник, а один из жителей этого дома.

– С утра пол ото льда очищаю,- объясняет он. – Со вчерашнего дня такой слой намерз, почти по колено.

Оказывается, в подъезде снова прорвало трубу. Аварийная служба, как обычно, приехала и поставила на нее хомут.

Поднимаемся в квартиру Сурковой на втором этаже. Обстановка в зале такая, словно маленькие домовые игрались ночью, в беспорядке скидывая одежду, вещи и посуду на пол. С укором смотрит с потолка покосившаяся хрустальная люстра, сиротливыми клочками висят по стенам жалкие остатки обоев.

– Хочется навести здесь порядок, но не решаюсь, – смущенно рассказывает Суркова. – Из управляющей компании все грозятся прислать комиссию для оценки причиненного мне ущерба, поэтому и сохраняю все в нетронутом виде.

Кругом вода

ЧП районного масштаба в принадлежащей Сурковой трехкомнатной квартире по адресу город Самара, ул. Калинина, 83 случилось в первый день 2014 года.

– Новогодние праздники я отмечала у дочери, а утром 2 января вернулась домой. Увидела и обомлела, – вспоминает Людмила Суркова.

Горячая вода с потолка лилась, будто разверзлись хляби небесные. По квартире плавали книги, одежда, посуда, обои вперемешку с известкой. Причина потопа – на чердаке лопнула труба отопления. Благо, никого не ошпарило.

– Большую помощь мне оказали соседи. На мою беду откликнулись даже жильцы из соседнего подъезда. Вместе мы несколько часов вычерпывали воду. Очень жаль книги – в основном это подписные издания, которые сейчас нигде не купишь. Я их собирала почти всю жизнь, – продолжает Суркова свой рассказ.

Хомут на шею

Аварийную службу она вызвала в тот же день. Ее работники поставили хомут на трубу и уехали восвояси.

В свою обслуживающую организацию ей удалось обратиться только 9 января, когда кончились выходные дни, и жилищные конторы неторопливо приступили к работе.

– Инженер РЭУ-1 (подразделение управляющей компании «Газэнергомонтаж» – прим.авт.) сразу сказал, что помочь мне они ничем не могут. Приглашайте, говорит, независимую экспертную службу, – говорит Суркова.

Неделю спустя из РЭУ все же прислали техника, который составил скромный акт, подтверждающий факт залива квартиры.

Следующим шагом стало обращение в оценочную компанию «Эксперт-центр», услуги которой обошлись в 7200 руб. Эксперты составили толстый отчет, в котором скрупулезно перечислялась и оценивалась стоимость всего поврежденного имущества и затраты на будущий ремонт. В итоге получилось 163,4 тыс. руб.

Этот отчет Суркова представила в «Газэнергомонтаж» вместе с претензией, в которой требовала возместить ей ущерб. Но ответа она так и не дождалась. Пришлось подавать иск в суд Промышленного района.

– Повестку я принесла в управляющую компанию сама, но они ее не приняли. Потом мы с адвокатом отправляли ее по обычной и электронной почте. Все было бесполезно – никто нашу почту не принимал, – говорит Суркова.

– Чтобы доказать факт вручения повестки, при посещении управляющей компании нужно взять с собой свидетелей и составить в их присутствии акт, подтверждающий отказ от ее получения. Другой вариант – передача письма лично почтальоном. По закону это является надлежащим уведомлением, в том числе и при отказе в получении документа, – прокомментировал ситуацию юрист Павел Афанасьев.

Хождение по мукам

С июня прошлого года жизнь Людмилы Сурковой превратилась в бесконечный ряд судебных тяжб. Наиболее благоприятным для нее было решение суда первой инстанции.

Помимо прямого ущерба, адвокат включил в иск неустойку, моральный ущерб, штраф в размере 50 % от заявленных требований и др. Общая сумма составила 580 тыс. руб. Суд удовлетворил иск частично, постановив взыскать в пользу Сурковой 520, 7 тыс. руб.

«Газэнергомонтаж» обжаловал это решение в апелляционной инстанции. Главным аргументом стало отсутствие ответчика на процессе. Якобы он не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени заседания.

Областной суд эти доводы поддержал. В итоге дело рассматривалось заново, по правилам суда первой инстанции.
В апелляционном определении итоговая сумма взыскания с ООО «Газэнергомонтаж» в пользу Сурковой уменьшилась почти вдвое, составив 216, 4 тыс. руб. Истице отказались начислить неустойку в размере причиненного ущерба – 163,4 тыс. руб. за нарушение сроков устранения недостатков выполненных работ. Сумма штрафа в пользу Сурковой по закону «О защите прав потребителей» была уменьшена с 165,9 до 20 тыс. руб. Компенсацию морального вреда суды обеих инстанций установили в сумме 5 тыс. руб., снизив ее размер на 45 тыс.

Суркова отнесла это решение в службу судебных приставов. Но, по ее словам, там исполнять его не спешили.

– Сначала они ссылались на отсутствие конвертов, потом говорили, что мое заявление получено только вчера. Хотя я отдала его в их же канцелярию под роспись больше месяца назад, – говорит Людмила.

В итоге ее известили, что исполнение судебного решения приостановлено в связи с подачей ответчиком кассационной жалобы в президиум областного суда и началом очередного судебного производства.

Сам факт залива квартиры по их вине ООО «Газэнергомонтаж» не отрицало, но решило оспорить присужденную величину компенсации расходов на услуги представителей (20 тыс. руб.). А главное – в своей кассационной жалобе компания указывала, что в деле нет доказательств причинения истцу морального вреда.

Суркова, в свою очередь, подала кассационную жалобу. По ее мнению, снижение компенсации морального вреда с 50 до 5 тыс. руб. не соответствует мере причиненных ей нравственных и физических страданий. Истица просила передать дело на новое рассмотрение. Однако президиум областного суда ей в этом отказал.

Когда состоится очередное заседание по рассмотрению кассационной жалобы ООО «Газэнергомонтаж», пока неизвестно.

– Это длится уже целый год, и все это время я живу в антисанитарных условиях и не могу добиться возмещения причиненного мне ущерба. Я уже не настаиваю на увеличении суммы иска. Пусть вернут хотя бы то, что присудил областной суд. Сколько можно гонять мое дело из одной инстанции в другую? – возмущается истица.

В ООО «Газэнергомонтаж» от комментариев отказались, сославшись на отсутствие директора компании Владимира Царева.

МНЕНИЕ

Павел Афанасьев, юрист

– Весь смысл действий управляющей компании – затягивание принятия окончательного судебного решения. Никаких шансов изменить его в свою пользу у «Газэнергомонтажа» нет. Например, сумма компенсации морального вреда определяется судом. В большинстве случаев доказательством служит сам факт того или иного события, к примеру, тот же залив квартиры и вызванная им порча имущества. Но и у Сурковой, на мой взгляд, не было шансов на пересмотр апелляционного определения в свою пользу, так как оно принято с учетом сложившейся судебной практики. Я думаю, что областной суд прав, отказывая потребителю во взыскании неустойки: причиненный ему ущерб, действительно, не является стоимостью услуги. Я почти на 100 % убежден, что при кассационном рассмотрении будет оставлено в силе решение суда второй инстанции.

Александр Зорин, адвокат, кандидат юридических наук

– Ситуация, в которой оказался потребитель, настолько типична, что хочется плакать. Специалисты службы судебных приставов получают в среднем по 20 тыс. руб., а нагрузка на них ложится огромная. Неудивительно, что исполнение судебных решений зачастую затягивается надолго.
Отсутствие конвертов не может служить основанием для бездействия судебных приставов. Столкнувшись с подобными отговорками, потребителю следует подать жалобу руководителю районного отдела этой организации. Если это не поможет, жалуйтесь в городскую и областную службу судебных приставов.
Обжаловать действия этой службы в суде имеет смысл лишь после того, как исчерпаны мирные способы урегулирования конфликта. Согласно законодательству, такие дела рассматриваются в ускоренном порядке и не облагаются государственной пошлиной.
Но есть и более эффективный способ. Нужно забрать исполнительный лист у службы судебных приставов и отнести его в банк, в котором у ответчика открыт счет. Истец должен заполнить заявление по установленной форме. После этого банк, согласно федеральному законодательству, обязан в течение трех дней списать требуемую сумму с расчетного счета ответчика. Таким образом, вы получите ваши деньги максимум в течение недели без участия судебных приставов.

фото: “Сaмaрcкие Извecтия”

информационный портал газеты “Сaмaрcкие Извecтия”