В стране начнет действовать новая система оплаты штрафов за нарушение ПДД

Новости Тольятти augustnews.ru

Больше двух лет депутаты Госдумы ломали голову над тем, стоит ли разрешать автолюбителям оплачивать лишь половину штрафа за нарушение правил дорожного движения. Немало было высказано доводов за и против. Противники этого нововведения делали акцент на том, что не следует давать нарушителям никаких поблажек, иначе это будет не наказание, а фикция. Однако доводы “за” оказались более вескими. В частности, авторы законопроекта к числу несомненных преимуществ относили рост собираемости штрафов. Льготная система, по их мнению, должна побудить граждан добровольно вносить платежи. И хотя средняя сумма перечисляемого штрафа при этом сократится, общий объем поступающих средств возрастет.

Законопроект об усовершенствовании системы уплаты административных штрафов в добровольном порядке был внесен на рассмотрение депутатов Государственной думы еще весной 2012 года. И уже в июле того же 2012 года парламентарии рассмотрели его в первом чтении, а вот второго чтения, которое стало окончательным, пришлось ждать более двух лет.

«Согласно статистическим данным, гражданами, привлеченными к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, в добровольном порядке не уплачивается значительное количество наложенных административных штрафов.
В связи с этим с целью стимулирования быстрой и добровольной уплаты штрафа целесообразно предоставить гражданам возможность при уплате административного штрафа за правонарушение в области дорожного движения до дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа уплачивать только половину от суммы наложенного штрафа. Эта мера позволит значительно увеличить собираемость штрафов, исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений, снизив нагрузку на должностных лиц полиции и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение, а также снизить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был оплачен добровольно, снизив тем самым нагрузку и на судебных приставов-исполнителей», — отмечалось в пояснительной записке к документу. Но в правительстве это предложение не поддержали и нашли расхождения с действующим законодательством. В частности, было отмечено, что нецелесообразно исчислять льготный срок с момента вынесения постановления о нарушении до вступления его в силу, так как в этом случае не соблюдается принцип презумпции невиновности. Нашлись и другие претензии к законопроекту. «В части 1 статьи 3.1 КоАП определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому установление для отдельной категории правонарушений более мягких мер ответственности не будет согласовываться с целями назначения административного наказания», — говорится в отзыве правительства. В итоге проект закона был отправлен на доработку, после которой у парламентариев к нему претензий не осталось. Теперь в КоАП РФ появится новый раздел следующего содержания: «При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы. В случае если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, административный штраф уплачивается в полном размере». Однако действие нововведения распространяется далеко не на все правонарушения в области дорожного движения. Так, исключения составят часть 1.1 статьи 12.1 — повторное нарушение положений части 1 данной статьи, а именно управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. За повторное такое нарушение предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев. Также в перечень исключений попала статья 12.8 — управление транспортным средством в состоянии опьянения и передача права управления лицу, находящемуся в подобном состоянии. Не получат скидку и любители погонять на большой скорости. Новые нормы не распространяются на штрафы, выписанные за повторное превышение скорости свыше 40 километров в час (части 6 и 7 ст. 12.9). Только один раз по льготной ставке можно будет оплатить штрафы за такие нарушения, как проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, а также за выезд на встречную полосу. На повторные подобные правонарушения скидка распространяться не будет (часть 3 ст. 12.12 и часть 5 ст. 12.15). Не подпадает под действие нового закона раздел 12.24 КоАП — нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автомобиля, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и 12.26 — невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования. Однако радоваться принятию нового закона пока рано. Решение Госдумы предусматривает, что работать он начнет лишь с 1 января 2016 года.

Комментарий:
Александра Родионова, пресс-секретарь отдела судебных приставов Автозаводского района:

— Мы очень рассчитываем на то, что нововведение позволит существенно снизить нагрузку на судебных приставов, так как взыскание штрафов ГИБДД — одно из самых обширных направлений нашей работы. Многие автолюбители сознательно не оплачивают штрафы в надежде, что постановления о привлечении к административной ответственности где-нибудь затеряются, и о штрафах просто забудут. Мы рассчитываем, что автовладельцы перестанут надеяться на забывчивость представителей органов власти и увидят выгоду в добровольном порядке уплаты штрафов. Проще заплатить 50% от суммы штрафа, чем полную его сумму в двойном размере, да еще и исполнительский сбор за то, что дело дошло до судебных приставов. К тому же если поток дел о принудительном взыскании штрафов ГИБДД снизится, то приставы смогут сконцентрироваться на более сложных делах, что повысит качество работы ведомства.

фото: vk.ru

Ксения Новайкина, газета “Площадь Свободы”