В стране начнет действовать новая система оплаты штрафов за нарушение ПДД

    старший лейтенант проверяет документы
    фото: vk.ru

    Больше двух лет депутаты Госдумы ломали голову над тем, стоит ли разрешать автолюбителям оплачивать лишь половину штрафа за нарушение правил дорожного движения. Немало было высказано доводов за и против. Противники этого нововведения делали акцент на том, что не следует давать нарушителям никаких поблажек, иначе это будет не наказание, а фикция. Однако доводы «за» оказались более вескими. В частности, авторы законопроекта к числу несомненных преимуществ относили рост собираемости штрафов. Льготная система, по их мнению, должна побудить граждан добровольно вносить платежи. И хотя средняя сумма перечисляемого штрафа при этом сократится, общий объем поступающих средств возрастет.

    Законопроект об усовершенствовании системы уплаты административных штрафов в добровольном порядке был внесен на рассмотрение депутатов Государственной думы еще весной 2012 года. И уже в июле того же 2012 года парламентарии рассмотрели его в первом чтении, а вот второго чтения, которое стало окончательным, пришлось ждать более двух лет.

    «Согласно статистическим данным, гражданами, привлеченными к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, в добровольном порядке не уплачивается значительное количество наложенных административных штрафов.
    В связи с этим с целью стимулирования быстрой и добровольной уплаты штрафа целесообразно предоставить гражданам возможность при уплате административного штрафа за правонарушение в области дорожного движения до дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа уплачивать только половину от суммы наложенного штрафа. Эта мера позволит значительно увеличить собираемость штрафов, исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений, снизив нагрузку на должностных лиц полиции и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение, а также снизить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был оплачен добровольно, снизив тем самым нагрузку и на судебных приставов-исполнителей», — отмечалось в пояснительной записке к документу. Но в правительстве это предложение не поддержали и нашли расхождения с действующим законодательством. В частности, было отмечено, что нецелесообразно исчислять льготный срок с момента вынесения постановления о нарушении до вступления его в силу, так как в этом случае не соблюдается принцип презумпции невиновности. Нашлись и другие претензии к законопроекту. «В части 1 статьи 3.1 КоАП определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому установление для отдельной категории правонарушений более мягких мер ответственности не будет согласовываться с целями назначения административного наказания», — говорится в отзыве правительства. В итоге проект закона был отправлен на доработку, после которой у парламентариев к нему претензий не осталось. Теперь в КоАП РФ появится новый раздел следующего содержания: «При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы. В случае если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, административный штраф уплачивается в полном размере». Однако действие нововведения распространяется далеко не на все правонарушения в области дорожного движения. Так, исключения составят часть 1.1 статьи 12.1 — повторное нарушение положений части 1 данной статьи, а именно управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. За повторное такое нарушение предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев. Также в перечень исключений попала статья 12.8 — управление транспортным средством в состоянии опьянения и передача права управления лицу, находящемуся в подобном состоянии. Не получат скидку и любители погонять на большой скорости. Новые нормы не распространяются на штрафы, выписанные за повторное превышение скорости свыше 40 километров в час (части 6 и 7 ст. 12.9). Только один раз по льготной ставке можно будет оплатить штрафы за такие нарушения, как проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, а также за выезд на встречную полосу. На повторные подобные правонарушения скидка распространяться не будет (часть 3 ст. 12.12 и часть 5 ст. 12.15). Не подпадает под действие нового закона раздел 12.24 КоАП — нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автомобиля, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и 12.26 — невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования. Однако радоваться принятию нового закона пока рано. Решение Госдумы предусматривает, что работать он начнет лишь с 1 января 2016 года.

    Комментарий:
    Александра Родионова, пресс-секретарь отдела судебных приставов Автозаводского района:

    — Мы очень рассчитываем на то, что нововведение позволит существенно снизить нагрузку на судебных приставов, так как взыскание штрафов ГИБДД — одно из самых обширных направлений нашей работы. Многие автолюбители сознательно не оплачивают штрафы в надежде, что постановления о привлечении к административной ответственности где-нибудь затеряются, и о штрафах просто забудут. Мы рассчитываем, что автовладельцы перестанут надеяться на забывчивость представителей органов власти и увидят выгоду в добровольном порядке уплаты штрафов. Проще заплатить 50% от суммы штрафа, чем полную его сумму в двойном размере, да еще и исполнительский сбор за то, что дело дошло до судебных приставов. К тому же если поток дел о принудительном взыскании штрафов ГИБДД снизится, то приставы смогут сконцентрироваться на более сложных делах, что повысит качество работы ведомства.

    старший лейтенант проверяет документы

    фото: vk.ru

    Ксения Новайкина, газета «Площадь Свободы»