Валентин Климушин, инициативный ставропольский купец, построил санаторий «Лесное». Двухэтажный, с печным отоплением, с кумысолечебницей для туберкулезников.
Купец Климушин задумал и построил лечебницу с умом: даже о солярии и лабораториях позаботился. А лечили тогда не только лекарствами, но и целебным кобыльим молоком. Точнее, кумысом. Шутка ли: в степи организовали хозяйство с двумя сотнями лошадей. 45 тысяч бутылок кумыса хватало не только больным из «Лесного», но даже на продажу.
Слава о ставропольском санатории пошла далеко, поехали в эти края со всей России-матушки. И даже из Турции и Франции. Лечились не задешево: в сезон нужно было раскошелиться на 200 рублей серебром. А поэтому наше «Лесное» по тем временам, что их Куршавель: ехали за здоровьем исключительно высокие чины, приезжали оздоравливаться известные дипломаты, богачи всех мастей. И не только за кумысом, но и за комфортом: тут тебе и электричество, и конные экипажи на заказ, и кудрявые беседки, и даже настоящий фонтан.
В 1918 году санаторий национализировали, и он стал подведомственным лечебным учреждением Ставропольского уездного отдела здравоохранения. Было время, когда он назывался именем Пятой Армии, а потом и в честь Троцкого. Только вот именем того, кто его построил, – Климушина – не назывался никогда. Справедливо или не очень?…
Наталья Харитонова, корреспондент газеты «Площадь СВОБОДЫ»