В срок и по адресу

Обновленная система «112» отправит помощь на место ЧП еще до окончания вызова.

Начальникам служб экстренного реагирования всех 27 районов губернии показали, как функционирует новый центр обработки звонков, поступающих на единый номер спасения «112». Подразделение создано полностью за счет средств регионального бюджета.

По сути, от старой системы экстренных вызовов осталась только вывеска – те самые цифры «один-один-два», которые за минувшие 10 лет выучил, пожалуй, каждый школьник. А вот принцип работы с тревожными сигналами и качество реакции на них поменялись весьма основательно. Нового режима работы службы «112» потребовало постановление Правительства РФ. Самарская область вошла в число регионов Приволжского федерального округа, наиболее ответственно выполнивших поставленную задачу.

Новый центр обработки чрезвычайной информации организован в Тольятти. Как объяснили опытные спасатели, при прежней системе человек, набравший «112», мог попасть, выражаясь образно, куда угодно. Допустим, случился пожар, но вместо ближайшей пожарной части сообщение о бедствии принимает газовая служба, расположенная в полусотне километров от места происшествия. А такие нестыковки стоили драгоценных минут.

«Теперь же экстренный номер «112» привязан только к нам, — уточняет начальник отдела по обеспечению функционирования и развития системы «112» ГКУ СО «Безопасный регион» Александр Чубов. — А мы работаем по другому алгоритму обработки и контроля сообщений, с привлечением подготовленных диспетчеров и новейшего оборудования».

Новый центр разместился на территории технопарка «Жигулевская долина». В свое время эта площадка строилась как ядро инновационного развития нашего региона, а все резиденты, получившие здесь прописку, трудятся исключительно в сфере высоких технологий. И центр «112» полностью соответствует этим условиям – инновационный, современный, высокотехнологичный.

Любопытно сравнить новый областной центр «112» при ГКУ СО «Безопасный регион» с аналогичными службами в Приволжском федеральном округе. Центр в Татарстане способен не просто конкурировать с нашей системой обработки экстренных вызовов, там есть чему поучиться. А вот коллегам из Ульяновской и Оренбургской областей наша служба во многом готова дать фору. Если в Ульяновске система «112» пусть и не настолько современна, но охватывает всю территорию региона, то в Оренбургской области жители не каждого населенного пункта, набравшие на телефоне «112», попадают «по адресу».

С появлением в Тольятти единого центра удалось решить массу старых проблем региональной системы «112». К примеру, значительно сократить время обработки звонка по экстренному номеру.
«После каждого сообщения мгновенно формируется электронная карта вызова, – рассказал Александр Чубов. – Наш оператор узнает у абонента повод и место происшествия. Продолжая спрашивать подробности, он в ту же секунду отправляет сигнал тревоги и карту вызова именно в те оперативные структуры, которые находятся ближе всего и должны отреагировать. Силы и средства высылаются на адрес еще до того, как прекратился разговор с позвонившим. Кроме того, на мониторе у диспетчеров каждой из привлеченных служб в режиме реального времени отображается та самая карта вызова. То есть все участники процесса наблюдают, как ликвидируется ЧП и насколько грамотно это происходит. Получив от своих сотрудников информацию с места событий, диспетчер ставит в карте вызова нужные галочки. Если речь идет о неотложке, то все сопричастные видят, что постепенно, друг за другом, отмечаются пункты «помощь оказана», «нуждается в госпитализации» и «госпитализирован». Так же поступают и другие экстренные службы, и в конце концов карта закрывается, происшествие считается отработанным. Мы эту карту архивируем, анализируем и результаты используем в дальнейшей работе».

Необходимость в создании общего центра обработки звонков по главному экстренному номеру страны назрела давно. В ГКУ СО «Безопасный регион» просили отдельно отметить, что появление нового центра «112» в Самарской области никак не связано с предстоящим чемпионатом мира по футболу, оно продиктовано соответствующим постановлением Правительства РФ. Тем не менее уже сейчас учреждение готовится взять на себя всю дополнительную нагрузку чрезвычайных звонков в период большого футбольного праздника. И в том числе от людей, которые не владеют русским языком.

«Наш коллектив ведет активную подготовку к тому, чтобы качественно и оперативно обрабатывать все поступающие сигналы – как ежедневные, так и массовый поток в дни пиковых нагрузок. В том числе и во время чемпионата мира», – заверил Александр Чубов.

Александр Чубов, начальник отдела по обеспечению функционирования и развития системы «112» ГКУ СО «Безопасный регион»:

– Помимо перечисленных преимуществ новой системы работы, наши операторы также обучены оказывать психологическую помощь людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, и будут поддерживать с ними разговор до тех пор, пока на место ЧП не подоспеют экстренные службы. Если же по каким-то причинам связь прервется, то оборудование автоматически, без участия оператора, начнет обратный дозвон до абонента.

центр приема экстренных сигналов 112

фото: «Волжская коммуна»

Оригинал статьи опубликован в газете «Волжская коммуна»