В селе Жигули успешно прошли ходовые испытания струга «Вольница» – уникальной деревянной лодки, построенной по технологиям 17-го века.
Струг построил Александр Зацепилов, настоящий энтузиаст, чудо-мастер, увлеченный русской историей. Он специализируется на кораблестроительных технологиях наших предков. В его доме на почетном месте фотографии детей, внуков и… судов, построенных в разные годы собственными руками. Вот точная копия морского «тузика» – самой маленькой шлюпки парусного флота. Рядом – фото струга «Финист», который построили и в торжественной обстановке спустили на воду в нашем Жигулевском Артеке три года назад в День военно-морского флота.
Еще золотые руки нашего земляка из Жигулей создали точную копию челна легендарного Степана Разина «Атаман» и колоритный баркас «Тихий Дон». И вот новое творение любителя-судостроителя – струг «Вольница». Над ним с марта по август без устали трудился Александр Георгиевич в своей домашней мастерской.
В результате построил-таки струг длиной 5,8 метра, шириной 1,5 метра, который вмещает пять человек. На новоиспеченной «Вольнице» будут ходить по Волге наши местные туристы-кругосветчики. Им, по мнению Александра Георгиевича, лучшего судна для своих путешествий просто-напросто не найти. Когда-то (во времена парусного и гребного флотов) струг был боевым абордажным судном. Он очень легкий, верткий и маневренный. «Эта плоскодонка – как осенний лист. Очень хорошо ведет себя на волне. В шторм струг сильно болтает, но вода судно даже не захлестывает. С помощью весел струг развивает приличную скорость. Во времена Степана Разина он любую ладью мог догнать без проблем», – рассказал кораблестроитель.
Именно на таких судах в 17-м веке казаки ходили по Волге, а Ермак покорял Сибирь. И вдруг эту уникальную технологию объявили… шведской!
«С какой стати технология шведская?» – негодует собеседник и поясняет: слово «струг» происходит от русского глагола «строгать». Наши предки строгали рейки, потом разогревали сосновую смолу, смазывали эти рейки и скрепляли нагелями (специальные деревянные цилиндры). То есть корабли строились без единого гвоздя», – рассказал собеседник. Он уточнил, что при строительстве «Вольницы» соединил рейки современным клеем и шурупами. А в остальном старинная технология 17-го века соблюдена полностью.
– Где взяли чертежи? – поинтересовалась у Александра Георгиевича.
– Собирал информацию буквально по крупицам, читал книги в библиотеке. Также помогли тольяттинские кругосветчики. Они приобрели материалы, оказали техническую поддержку. У меня есть чертежи еще одной старинной русской лодки, которая называется великовражка. Со времен Ивана Грозного строили ее в селе Великие Враги. Это было самое распространенное судно от Городца до Астрахани. Когда-то Петр I брал налоги с Великих Враг только лодками. Там были вековые традиции кораблестроения, а сегодня ни одной великовражки нет даже на показ! Более того, чертежи этой лодки каким-то образом попали в Канаду, где великовражку назвали Дори. Теперь она считается лодкой канадских тресколовов…
– Александр Георгиевич, откуда у вас такая тяга к истории русского кораблестроения?
– Что такое струг и как его строить, узнал от своего деда – обычного сельского рыбака с Дона. Столярные навыки передал мне отец. Всю жизнь я проработал старшим механиком на флоте. Много бывал за границей – где-то в 30 странах, не считая СНГ. Интересовался строительством деревянных судов в Швеции, в нашем Петрозаводске. В Италии ходил на верфь, где делают гондолы. В общем, я фанат кораблестроения. Когда пошел на пенсию, встал вопрос хобби. Потому что маразм, склероз и валенки – не для меня.
– Семья поддерживает ваше хобби?
– Да, конечно, – ответила Любовь Яковлевна, жена собеседника. – Пусть занимается тем, что нравится. Да и внукам полезно! Они должны знать, как гвозди забивать и как с деревом работать.
– Почему выбрали для жизни именно Жигули?
– Нравится тишина, красота – рядом Волга и горы. Люди хорошие, – объяснила Любовь Зацепилова. А глава семейства добавил, что именно здесь, если верить семейной легенде, жили его предки, которые участвовали в переволоках челнов вместе со Степкой Разиным. И на этом поприще далекий пращур нашего героя даже покалечился. За что Разин дал ему землю где-то недалеко от Жигулей…
Мне почему-то сразу вспомнился древний боевой клич казаков «Сарынь на кичку». Насколько знаю, переводятся эти слова по-разному. Но самая красивая версия у писателя Валентина Пикуля. Он считает, что возглас в переводе с половецкого языка означает «Соколы, вперед»! Именно полный вперед, попутного ветра и семь футов под килем желаем мы новорожденной «Вольнице» и ее умелому создателю Александру Зацепилову. Ведь в конце нашего разговора собеседник признался, что считает себя настоящим везунчиком. Всю жизнь проработал на флоте, а в шторма почти не попадал. Но в Северном море тонул-таки. Дело было так: в 90-е годы он вместе с товарищами вез сосновые бревна во французский город Марсель. Фирмачи, хозяева перевозимого леса, от жадности этих самых бревен погрузили на судно гораздо больше, чем было положено по технике безопасности. Ну и когда начался шторм, бревна поломались. Корабль лег на борт и стал медленно тонуть…
«На 40 миль вокруг ни одного судна, помощи нам ждать было неоткуда. Я ходил по колено в холодной мазутной воде по машинному отделению. Но рабочее место не покидал, четко выполнял все инструкции, необходимые в момент такой катастрофы», – рассказал собеседник. Ситуацию, по его словам спас так называемый девятый вал. Огромная волна ударила так, что тросы полопались, бревна разлетелись в разные стороны. И корабль встал, вернулся-таки в нормальное состояние. Команда сразу бросилась откачивать воду. Никто не погиб, но груз моряки потеряли.
«Настоящий животный ужас я испытал, когда понял, что спасся. Капитан налил мне коньяк. Но выпить его сразу не получилось – зубы стучали», – поделился воспоминаниями Александр Георгиевич. С тех пор наш герой считает, что самая большая ценность – двумя ногами стоять на твердой земле. Остальные ценности – дело наживное…
Ольга Пимантьева, газета «Ставрополь-на-Волге»