В России можно сделать много интересного и быть первым

участники Конкурса юных журналистов 2022
фото: ТГУ

Медиасфера, блогерство, свободный автор или публицист, креативный SMM-менеджер – всё это привлекает юных тольяттинцев. Стать успешным в медийном пространстве очень хочется многим.

Но нужно работать и лучше начинать пробовать себя в слове, в умении лаконично излагать свои мысли на бумаге уже со школьной скамьи. Тогда шансов стать востребованным в журналистике, блогерстве, уметь писать посты «на коленке» или сложный заводской материал за несколько часов будет больше. Многие молодые авторы именно так поступают. И весьма неплохо.

Всё это мы о конкурсе юных журналистов, где «Вольный город» был одним из информационных партнеров. Итак, «Тольятти – город молодых»: 53 автора, 65 материалов, 7 номинаций и 14 победителей – так можно рассказать о конкурсе ТГУ в цифрах.

Мы, как всегда, внимательно изучили тексты и исследования подрастающих журналистов. Приведем некоторые, на наш взгляд, самые любопытные работы юных конкурсантов. И еще, авторство публикаций мы не тронули, были лишь некоторые уточнения и исправления.

Поле экспериментов

Начнем с любопытного текста. Интервью-туториал о том, как превратить свое увлечение в дело жизни. Перед вами некая пошаговая инструкция фотографа Никиты Такташева. А беседовал с ним 16-летний Егор Мурзин.

Мы посчитали, что эти любопытные советы и свежий взгляд не только на фотографии, но и в целом на профессии будет интересен и вам. Публикуем данный материал с минимальными сокращениями и правками.

– Никита, расскажи, как всё начиналось?

– Съемка занимала меня давно, с третьего класса. У одного из моих одноклассников появился телефон с функцией остановки записи видео и ее продолжением. Это была наша первая камера. На этот телефон снимали видеоролики в стиле хоррор-фильмов.

Конечно, это выглядело нелепо и смешно, но всё же с чего-то надо начинать, не так ли? Дальше шла череда проб и ошибок длиной в 6-7 лет. За это время у меня появилась первая камера из сегмента любительских зеркалок, которую подарили родители, они уже тогда заметили мою тягу к фотографии.

– И видение своей деятельности? Это?

– Русское поле экспериментов. В России можно сделать много интересного и быть первым, тут много талантливых ребят.

– Актуальные проблемы для твоей сферы? Что можешь сказать по этому поводу?

– Человеку лень развиваться. Это оставляет 90% людей с опытом более 10-15 лет в индустрии за бортом реальных, новых направлений. Плюс ко всему, «комьюнити» могло бы делиться опытом и развиваться вместе, учась на ошибках друг друга, но пока этого не наблюдается.

– Люди – вдохновители?

– Наверное, это Константин Хабенский, в чьей студии мне довелось заниматься несколько лети где я нашел много талантливых друзей и знакомых. Его подход к работе и принципы жизни вдохновляют многих, и я не исключение. Также не могу не упомянуть имя Анны Политковской, чьи поступки показывают пример честности и мужества настоящего журналиста.

– Над чем работать интереснее всего?

– На самом деле, мне удается комбинировать очень приятные занятия. Работаю с выпускниками 9-х и 11-х классов, когда организую съемки для современных выпускных альбомов. При этом сам часто записываюсь на творческие проекты. Наверное, самые безбашенные – съемки клипов для рэп-исполнителей.

– Расскажи о своих планах на будущее.

– Планирую масштабировать свое дело. Один из проектов я уже планомерно развил до областного уровня: у нас есть постоянный поток заказов из Самары, Тольятти и Жигулевска. В этом году набрал команду из пяти человек, которые постоянно трудятся над реализацией проекта. И скоро Тольятти и Самара станут полностью автономными городами, со своими менеджерами и фотографами, а я буду осваивать еще как минимум один город-миллионник.

Думаю, общество достаточно повзрослело, чтобы воспринимать медиасферу как нормальную работу. Если вдруг так сложится, что я окольными тропами в какой-то момент своей жизни из рекламного сегмента перейду в игровое кино, как это случилось, например, с Гаем Ричи, то, конечно, буду очень благодарен судьбе за такой подарок…

А чтобы создавать увлекательный, интересный контент, нужно хотеть развиваться и делать это постоянно. Читать книги, смотреть кино и сериалы, следить за новостями и общаться с интересными людьми.

Танцы в Китае

А вот внушительное интервью 14-летней Эльмиры Кузяевой. Юную журналистку заинтересовал танцевальный путь Лили Латеевой. К слову, 26-летняя хореограф из Тольятти сумела превратить подростковое хобби в свою профессию. И вот уже пять лет живет, работает, танцует в… Китае.

– Впервые в Китай я попала в 19 лет. Нам с командой предложили хороший танцевальный контракт, который продлился два месяца. Это было совершено спонтанно, упрашивала родителей, чтобы отпустили, сдавала досрочно сессию в университете, но была на седьмом небе от счастья.

На тот момент не знала, что мне может выпасть такая возможность. Далее я просто втянулась и поняла, что в Китае возможностей для моего развития гораздо больше.

Уже в 17 лет я начала выходить на замену нашему тренеру, а через год у меня появились свои регулярные классы с детьми и взрослыми. И я не считала это работой. На тот момент – просто рассматривала как дополнительную возможность практиковаться и открыть другим людям мир танца…

Любопытно было читать о том, как хореограф описала роль родителей в ее творчестве и работе. Вообще, конечно, очень важно, чтобы именно близкие люди в тебя верили и гордились:

– Родители меня поддерживали и считали танцы отличным хобби. Они оплачивали абонементы в студию, мастер-классы. Но если это негативно влияло на учебу, то я могла остаться без тренировок, в качестве наказания. Когда стала старше, родственники поняли, что хобби затянулось и превратилось в мою основную работу. Время от времени я слушала лекции с вопросом: сколько ты вот так сможешь еще скакать, а дальше что?

Благо, на тот момент я уже более ясно представляла свою карьеру и зарабатывала первые деньги в коммерческих проектах. Позже родители сами подстегивали: может, пора сделать свой проект? А сколько денег заработала? Это мотивировало! Очень благодарна им.

А вот перед вами выдержка из интервью 14-летней Анны Хаванцевой, она пообщалась с актрисой из театра «Дилижанс». Яна Еприкян с детства мечтала попасть на работу в театр. И планомерно шла к своей заветной цели:

– В школе мое увлечение театральным искусством не воспринимали всерьез и думали, что это всё ненадолго. Шутили, что актрисой мне никогда не стать. Папа тоже не думал, что театр выйдет за рамки хобби. Он и сейчас без энтузиазма воспринимает мою работу и часто говорит о том, что нужно найти что-то нормальное.

Мама, наоборот, всегда поддерживала: ходила со мной на прослушивания, переживала, внимательно слушала, что говорят педагоги… В любом случае, я всегда старалась слушать себя, свое сердце.

Ролей было достаточно много. Например, роль Зинаиды Батян в «Не покидай меня» – до сих пор самая любимая, которой я безумно горжусь и трепетно отношусь. Это военная пьеса, где Зина очень бойкая, смелая, но внутри ранимая, нежная девушка.

Также нравится роль веселой старушки Коробочки, которую сейчас играю. В «Вассе» у меня была интересная роль девушки, которая в конце умирает. Очень сложно играть драматические роли или роли с неожиданной развязкой для зрителя. Играть их так, будто не знаешь финала…

Кем быть в Тольятти?

Юный автор Сергей Хрисанов решил в своем исследовании порассуждать на тему высшего образования, в том числе и в Тольятти:

– Ни для кого не секрет, что в последнее время многие школьники чаще стали ставить под сомнение свое поступление в высшие учебные заведения. Ключевым фактором при выходе на рынок труда является именно конкурентоспособность, а не наличие у человека документа об образовании. Именно поэтому высшее образование теряет свою актуальность в глазах потенциального абитуриента.

Однако в первую очередь будущие абитуриенты отказываются от поступления в вузы даже не из-за малого количества бюджетных мест или высоких проходных баллов. Основная проблема – отсутствие современных специальностей. Профессии, которые были востребованы всего 10-20 лет назад, сегодня становятся абсолютно бесполезными (секретарь-машинистка, например). Знания, которые актуальны сегодня, через пару лет устареют и станут никому не нужны.

А студенту придется учиться 5-6 лет, чтобы на выходе из образовательного учреждения признаться самому себе в том, что знания, которые он получил, потеряли актуальность еще в процессе обучения…

Размышляет молодой исследователь и об интернет-профессиях, опять же блогерство или маркетинг, здесь можно обучиться за каких-то полгода и уже выйти на работу… из дома.

– Несмотря на все очевидные преимущества интернет-профессий, у них есть и недостатки. Так, например, сокращается количество специалистов в других важных сферах. Например, врачи, инженеры, технологи, юристы. К тому же, если специалистов в области IT-технологий станет слишком много, то рынок труда будет перегружен этими профессиями.

На мой взгляд, у высших образовательных учреждений сегодня есть два варианта решения проблемы.

Во-первых, введение тенденции по индивидуализации высшего образования. Это позволит сформировать у студентов гибкие навыки уже в процессе обучения, заменить заучивание материала самообразованием.

Во-вторых, введение так называемой «элитарности». То есть в вузы будут поступать только те, кто сознательно хочет в дальнейшем углубиться в свою профессию: филологи, специалисты узконаправленных профессий, например, историки, врачи. Это позволит улучшить качество образования в разы, ведь в вузы станут попадать только целенаправленно и только способные студенты…

Ну что же, свежо, критично и немного категорично. Здорово, что есть своя реальная позиция и собственный взгляд на столь серьезные вещи. А как будет дальше… Время покажет.

Инна Точилкина, член Союза журналистов России, газета «Вольный город Тольятти»