У нас с друзьями есть традиция: в самый длинный день в году мы идем… нет, не в баню, а на гору, снимать закат.
Года два назад мы с одним из моих друзей завели традицию – в день летнего солнцестояния, самый длинный в году, выезжать за город снимать закат, а по возможности – и рассвет. В прошлом году мы расположились на склоне Тип-Тява, а на этот раз решили подняться на Царев курган. Компанию нам составила супруга друга, большую компанию мы собирать и не стремились. После напряженной рабочей недели в раскаленном городе хотелось просто спокойно отдохнуть, безо всякого шашлыка, горячительных напитков и шумных попутчиков. Побродить в тишине, наедине со своими мыслями, да без лишней спешки поснимать окружающие пейзажи, не отвлекаясь поминутно на крики «Сфоткай нас!». Царев курган подходил для этих целей идеально.
Немного истории
Царев курган расположен в поселке Волжский. Он представляет собой приземистый холм, одиноко возвышающийся недалеко от места впадения реки Сок в Волгу. Когда-то курган имел высокую куполообразную вершину правильной формы, что наводило многих на мысль о его искусственном происхождении.
Вот как описывает курган заморский посол Адам Олеарий, путешествовавший в 1636 году по Волге:
«…Мы увидели на левой стороне, недалеко от берега, круглую, голую, песчаную гору, лежащую на совершенно гладкой равнине и называемую русскими Царев курган. Нам рассказывали, что под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семи татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и оттого образовалась гора». Существуют и другие легенды происхождения Царева кургана и его названия. Но я бы хотел рассказать не о прошлом кургана, а о том, чем он может быть интересен в наши дни. В 1875 году, когда здесь начали добывать известняк, не осталось никаких сомнений, гора эта – природного происхождения. Вершину кургана срыли, и теперь на ее месте осталась лишь глубокая чаша карьера, окруженная обрывистыми каменными стенами. На самой высокой стене со стороны поселка Волжский установлен поклонный крест, чей золотистый блеск в хорошую погоду виден за много километров.
Нежданный дождь
Этот крест мы и увидели в первую очередь, когда вечером 21 июня переехали мост через Сок и оказались в посёлке Волжский. Сегодня он, правда, не блестел – солнце скрылось за налетевшими со стороны Волги тучами, начал накрапывать дождик. Похоже, заката мы сегодня не дождемся, подумал я. Вскоре показались и кресты поменьше: у подножья кургана стоит храм в честь Рождества Христова 1833 года постройки, один из старейших в Самарской области. Последние несколько лет ведутся работы по реставрации храма, поэтому он частично закрыт строительными лесами. Проехав мимо, мы повернули на светофоре налево, затем, через сотню-другую метров, снова налево, проехали мимо небольшого магазинчика и остановились перед железными воротами, преграждающими путь к вершине кургана. Дождь к этому времени превратился в настоящий ливень, своим шумом заглушая даже отдаленные раскаты грома, так что нам пришлось сидеть в машине, дожидаясь, пока стихия немного утихнет. К счастью, минут через двадцать мы смогли выйти наружу. Воздух после дождя стал чистым и прохладным, как будто и не было изнуряющей дневной жары.
Дорога по краю кургана
Мы прошли через ворота и оказались возле часовни, построенной на берегу небольшого озера, лежащего у подножья кургана. Если спуститься от часовни к берегу озера, то можно обнаружить родник и купель с чистейшей (и очень холодной!) водой. Мы же купаться не собирались, поэтому направились дальше по дороге, огибающей курган. Недалеко от часовни мы обнаружили большой палаточный лагерь кадетского корпуса. По всей видимости, ребята часто приезжают сюда и подолгу живут на лоне природы. Сейчас в лагере стояла тишина – то ли все уже спали, то ли еще не вернулись с очередной тренировки. Палатки кадетов остались позади, и дорога начала ощутимо забирать вверх, закручиваясь против часовой стрелки по самому краю кургана. По правую руку от нас лежал коттеджный поселок, за которым виднелась Волга, а за ней – темные вершины Жигулёвских гор, освещаемые редкими вспышками молний. Слева шумел сосновый лес: когда добыча известняка завершилась, котлован засадили деревьями. Кроме сосняка на кургане и в его окрестностях можно встретить березовые и дубовые рощи, тополя и другие деревья. Этим многообразием природных ландшафтов, сосредоточенных на столь маленькой территории, и привлекает меня Царев курган.
На вершине
Дорога привела нас на вершину кургана, к поклонному кресту. На его опору с четырех сторон нанесены слова: «Оскверняющие основание Креста Господня надписями, будут прокляты и наказаны до седьмого поколения. Аминь». Не знаю уж, насколько это по-христиански, но действует на удивление эффективно. Других надписей, кроме этого грозного предупреждения, я не заметил. Говорят, первый поклонный крест на Царевом кургане установил собственноручно Петр I в 1722 году. Полюбоваться видами с кургана приезжали Екатерина II и Александр I, многие писатели и художники, а также знаменитый разбойник Степан Разин. А полюбоваться здесь и, правда, есть чем! Вокруг все видно на десятки километров: как на ладони лежит внизу поселок Волжский, чуть правее причудливо извивается лента Сока, над которым возвышается гора Тип-Тяв, а вдали тают в вечерней дымке очертания Самары… По Волге лениво проплывают огромные баржи, кажущиеся отсюда игрушечными лодочками из коры, которые раньше пускала по ручьям детвора. Ну и конечно, нельзя не восхититься зеленой грядой Жигулевских гор, вытянувшейся на полгоризонта. Хотя сейчас, укрытые грозовыми тучами, Жигули казались скорее черными.
Гроза над Жигулями
Вскоре опять начало накрапывать, и мы поспешили убраться с вершины: высокий металлический крест – отличная мишень для молнии, и находиться поблизости во время разряда нам совсем не хотелось. Но и уходить мы пока тоже не собирались, а вместо этого решили расположиться на удобной площадке прямо над часовней, укрытой от непогоды кронами деревьев. Оттуда, как я помнил, открывается вид на Волгу и Жигулевские горы ничуть не хуже, чем с вершины. Пробираясь через чашу карьера, мы заметили нескольких сов, которые внимательно наблюдали за нами с ветвей молодой сосны. Они даже позволили поснимать себя издали, но при попытке приблизиться к ним с уханьем скрылись в чаще леса. Когда мы добрались до площадки, дождь над курганом вновь утих, но над Жигулями стихия продолжала бушевать.
У подножья гор можно было с трудом различить огни Ширяева и Солнечной поляны, а дальше виднелась лишь темная стена ливня, изредка вспарываемая молниями. Полюбовавшись этим зрелищем еще минут десять, мы побрели к машине, наслаждаясь вечерней прохладой. Пусть закат мы сегодня так и не увидели, но все же время провели с пользой: подышали свежим воздухом, отдохнули от душного города и насладились замечательными видами с вершины Царева кургана.
Валерий Григанов, “Самарские известия”
Фото: Тольяттинский фотограф Олег Павлухин “Виды с Царёва кургана”