В Пекине выступит тольяттинка с грузинским паспортом

сборная россии на олимпиаде

В Пекине стартовала 24-я зимняя Олимпиада, которая еще до своего начала названа самой странной в истории. Проведение столь масштабных соревнований в разгар очередной волны коронавируса многим кажется абсурдным, однако организаторы не стали переносить игры на год, предложив участникам бороться за медали в условиях, близких к экстремальным.

Олимпиаду действительно стоило отложить, ведь в нынешних условиях едва ли можно говорить о большом празднике. Спортсмены живут в Пекине в так называемом пузыре, не имея возможности общаться с болельщиками, журналистами и друзьями, выступающими в других видах программы.

Все разговоры – только о безопасности, движение из гостиницы на стадионы и ледовые площадки контролируется так, как будто это тюремный конвой. Был случай, когда кто-то из россиян в автобусе сдвинул маску на подбородок, и водитель сразу же остановился посреди улицы, стал стучать в стекло (оно отделяет его от пассажиров), требуя соблюдать правила. Стоял он несколько минут, спровоцировав автомобильную пробку, и движение возобновил лишь тогда, когда маска снова оказалась на лице члена российской делегации. Китайцы – они такие. Не зря же одними из первых победили коронавирус.

Подобных эпизодов будет очень много в течение двух ближайших недель, однако это мелочи по сравнению с тем, что Олимпиада по сути превращается в соревнование медиков. Наверняка ежедневно будет поступать информация о том, что кто-то из спортсменов сдал положительный ПЦР-тест (хотя все вакцинированы) и не сможет выступить. Согласитесь, такой расклад делает игры менее честными, ведь вне борьбы могут оказаться даже те, кому еще до старта предрекали золотую медаль. Хотя, возможно, для зрителей это еще более интересно.

Пожалуй, это главная странность стартующей сегодня Олимпиады, хотя не будем забывать и о других: проходит она в городе, который с зимой не ассоциируется (в 2008 году Пекин принимал летние игры), российские спортсмены снова выступят без флага и гимна, хоккейный турнир обещает стать пародией на спортивное шоу (из-за отсутствия сильнейших игроков из НХЛ) и так далее. Кстати, странностей могло быть еще больше, если бы в свое время право проведения Олимпиады получил не Пекин, а Алма-Ата (при выборе столицы она набрала всего на четыре голоса меньше), где сейчас ой как неспокойно.

Что касается шансов россиян на удачное выступление, то они очень высоки. Вполне реально побороться по количеству золота с Норвегией, США, Германией и Канадой за место в тройке сильнейших. Помешать могут коронавирус, а еще напряженная политическая обстановка в мире, ведь среди судей немало жителей западных стран, где Россию не очень-то любят.

Что касается участия в Олимпиаде тольяттинских спортсменов, то ситуация очень интересная: они вроде бы есть, но их как бы нет… Фигурист Егор Базин, который занял третье место на чемпионате России в танцах на льду, должен был лететь в Пекин в качестве запасного. У них с Елизаветой Худайбердиевой из Подмосковья оставался шанс принять участие в Олимпиаде, если бы кто-то из основной команды получил травму или заразился коронавирусом. Но в итоге незадолго до поездки в Китай сам Базин сдал положительный ПЦР-тест, что вроде бы должно поставить крест на его олимпийских надеждах.

Однако позже стали появляться фотографии с тренировок Базина и Худайбердиевой на льду в Красноярске, а утром 1 февраля пришла информация, что повторный тест у Егора отрицательный. Это дает основание полагать, что в Пекин тольяттинец все-таки сможет вылететь, однако шансов выступить на Олимпиаде у него по-прежнему немного.

Не менее интересная история – у 19-летней Анастасии Губановой. Она родилась в нашем городе, однако в 2006 году вместе с матерью переехала в Санкт-Петербург, где первое время жила у родственников. Отец остался в Тольятти, поддерживал семью финансово, а затем, продав недвижимость, тоже перебрался в северную столицу.

Мастерству фигурного катания Настя училась у питерских тренеров, а когда выросла, то выиграла множество всероссийских и международных соревнований. Впрочем, бороться с лидерами российской сборной ей оказалось не под силу (конкуренция просто невероятная), и в итоге Губанова приняла решение выступать под флагом Грузии. Вот что она заявила в одном из осенних интервью:

– У меня уже есть гражданство, выдали паспорт и куртку национальной сборной, но в самой Грузии я пока не была ни разу.

Согласно расписанию Олимпиады, бывшая тольяттинка должна четыре раза выйти на пекинский лед: 6-7 февраля в командных соревнованиях и 15-17-го – в личных. Всё это в прямом эфире покажут Первый канал и «Россия 1».

Среди других бывших тольяттинцев шансы выступить на Олимпиаде имела 24-летняя лыжница Ольга Кучерук, несколько лет назад перебравшаяся в Тюменскую область. В расширенный список для подготовки к играм она вошла, но в итоговый не попала.

Вы спросите, а как же хоккей? Ведь этот вид спорта за последние 30 лет принес нашему городу четыре олимпийские медали (в 1992-м и 2002-м), две из которых – золотые. В списке кандидатов в сборную России значились нападающий Денис Гурьянов, который играет в НХЛ за клуб «Даллас Старз», и вратарь магнитогорского «Металлурга» Василий Кошечкин. В итоге первый не смог поехать, потому что заокеанская лига решила бойкотировать игры (по коронавирусным или финансовым причинам – до конца непонятно). Второго же просто не взяли в команду, предпочтя более молодых (1995-1996 годов рождения) вратарей из Москвы, Питера и Казани.

За Василия, честно говоря, обидно, ведь четыре года назад он помог нашей команде выиграть золото Олимпийских игр, а теперь оказался не нужен. Впрочем, не стоит забывать, что Кошечкину 38 лет, да и в клубе своем он уже не основной вратарь, а лишь сменщик финна Юхо Олкинуоры, который, кстати, на Олимпиаду едет.

Единственный человек в хоккейной сборной России, имеющий хоть какое-то отношение к Тольятти, – 32-летний олимпийский чемпион Сергей Андронов. Он выступал за «Ладу» полтора десятилетия назад, однако в 2009-м перебрался в Москву, где и живет до сих пор, имея контракт с ЦСКА, по которому получает 40 миллионов рублей в год.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 4 (1388) 04.02.22