В Музее актуального реализма – черно-белая выставка «Другая жизнь» художника Константина Батынкова

художник константин батынков
фото: «Площадь СВОБОДЫ»

Отбирая свои работы на этот тольяттинский визит, автор сказал: «Черно-белая – потому что время сегодня такое…»

Дотянуться до неба

А поэту Александру Пономареву повезло определить главную сущность своего друга и нашего нового знакомого – «одаренный высью». С грешной земли, с белых снегов, с буреломов и умерших от горя и людской жестокости деревьев Константин Батынков всегда видит небо. Ту самую высь, которая волнует, тревожит, испытывает, но и радует одновременно. Радует вопреки монохрому с листов с акрилом, на которых неудержимо мощно и свободно разговаривает с той самой высью художник. Ему дозволено дотянуться до неба.

Наверное, немногие ценители живописи в Тольятти хорошо знакомы с этим удивительным мастером, хотя впервые произведения Константина были показаны в нашем городе еще девять лет назад.

В два подхода

Оказывается, Константин Батынков пишет свои работы на обоях. Да-да, на самых обычных обоях, которые по определению не могут вступать в союз с масляными красками. Он пишет акрилом, который бумажные обои тоже выдерживают всего-то два-три слоя, а на четвертом бумага рушится. А значит, все полотна художника созданы буквально «в два подхода», и это – мера мастерства и свободы. Поскольку вернуться к работе и что-то исправить в ней уже не получится.

В экспозиции в Музее актуального реализма – около 100 произведений Батынкова из серий «Дети», «6 соток», «Другая жизнь», «Сирия», «ProКосмос». И я угадываю, что большинство зрителей, которые только-только открывают для себя «Другую жизнь», обязательно вернутся в это пространство, чтобы пересмотреть, передумать, перепроверить себя его «обоями».

Антиутопия Батынкова

Искусствоведы говорят, что «художник показывает нам «другую жизнь» – своего рода антиутопию, где нет места шикарным автомобилям, пластиковым красавицам, «глянцевым» ценностям и инстаграмным блогерам. Во многих произведениях прочитывается предупреждение цивилизации, которая может погибнуть под напором «идеалов общества потребления».

Человек, открывший для Тольятти творчество этого мастера, – Виталий Вавилин. Только вот свой рассказ на вернисаже он начал будто бы не с него.

– Я очень много общаюсь с художниками. С разными. С великими и не очень. Есть черты, которые их всех объединяют. К примеру, художники очень любят себя. Невероятно любят. Каждый считает себя гением, неповторимым, лучшим. Может быть, ценит кого-то кроме себя, но точно не многих: «Репин вот, вроде, неплохой…» Художники любят деньги. Им важно продать работу. Они любят славу, а ее проявления могут быть любыми. Например, присутствие на какой-то знаковой выставке или факт того, что работы автора есть в частных зарубежных коллекциях. Может быть, казах какой-то купил, а может быть, эстонец… Может и не купил вообще, но это уже не важно, мы не проверим, – заметил Виталий Вавилин. – Батынкову это все не то чтобы чуждо – он даже не понимает того, о чем я вам сейчас рассказал. Это образец абсолютно чистого художника. Он не пытается работать на потребу, не хочет угодить, не стремится стать продаваемым. Для него главное – искусство.

С позиции великана

– Самое характерное для Константина Батынкова, то, что делает его моментально узнаваемым, – это монохромность, – говорит директор МАР Ирина Яновская. – А соединяя каллиграфическую точность рисунка с зыбкостью акварели, автор строит мир из мегаобъектов и микромножеств. Он смешивает масштабы, «схлопывает» пространство, и тогда в одном пространстве появляются несовместимые вещи. Работы панорамны. Он смотрит на мир с позиции великана.

Выставка продлится ровно месяц. Сложный и напряженный месяц весны. Но мокрый, тревожный апрель еще может успеть подарить вам встречу с художником, которая заденет сердце и взбудоражит другой жизнью. «Окуни свое лицо в космоса корыто», – настойчиво зовет нас все тот же Александр Пономарев. Этот шанс у нас есть.

Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»