В группе риска оказалось 4 тысячи вазовцев

На днях с местными журналистами изъявил желание пообщаться вице-президент по персоналу и социальной политике АВТОВАЗа Дмитрий Михаленко. Любопытно, что встреча проходила не на заводе, а в конференц-зале городской администрации – видимо, чтобы показать некую сплоченность властей и топ-менеджеров в борьбе за снятие напряженности на рынке труда.

Напомним, что уже более восьми лет Волжский автозавод планомерно сокращает численность персонала, находя для этого десятки причин, главная из которых – кризис! Ну а чтобы избежать в Тольятти массовых акций протестов, руководство предприятия при поддержке федерального и областного правительств реализует ряд мер, стимулируя вазовцев добровольно покинуть завод.

– Падение рынка продаж привело к тому, что Волжский автозавод работает в очень тяжелой финансовой ситуации, – начал монолог Михаленко. – Если в 2012 году на российском рынке продавалось 3 миллиона автомобилей, то в прогноз на 2017-й – 1,6 миллиона. Как следствие, производство автомобилей за четыре года снизилось на 30 процентов. АВТОВАЗ в 2015-м имел 75 миллиардов рублей убытков, в 2016-м – 44, в первом полугодии 2017-го – 4,4 миллиарда. Снижение связано с тем, что руководство завода при поддержке всех уровней власти принимает меры по реорганизации производства. Определенный подъем рынка в последнее время заметен, однако мы вынуждены продолжать процесс высвобождения работников, не задействованных в производственной программе.

Речь вазовского гостя была достаточно продолжительной. Он отметил, что с учетом сложной ситуации на рынке труда (в Тольятти в основном востребованы медработники, повара, водители, швеи и учителя) предприятие не пошло по пути прямого сокращения, а предложило сотрудникам переучиться, перевестись на производство «Б ноль» (его вазовцы почему-то очень не любят) или в индустриальный парк, досрочно уйти на пенсию или перейти к другому работодателю. Любой из этих шагов завод готов поддержать финансово.

– Корпоративное выходное пособие при увольнении на пенсию выплачивается на именные счета работников в негосударственном пенсионном фонде АВТОВАЗа, – продолжил вице-президент. – Тем, кто уйдет на заслуженный отдых (в том числе досрочно) до 15 сентября, будет перечислено 300 тысяч рублей вне зависимости от стажа работы на предприятии. Деньги будут выплачиваться ежемесячно по 5 тысяч в течение пяти лет.

Отдельно было сказано про создание новых рабочих мест, не связанных с производством автомобилей. Во-первых, Сбербанк в октябре планирует открыть центр принятия корпоративных решений в бывшем здании дирекции по закупкам. На каких условиях завод передал объект – неизвестно, однако рабочих мест там должно быть создано около тысячи. Во вторых, часть людей готова принять компания «Металлист-Самара», которая арендует площадку Волжского машиностроительного завода (бывшее ПТО ВАЗа).

Когда дошла очередь до вопросов, выяснилось, что Михаленко уже почти все рассказал в своем докладе. Во всяком случае, мы несколько раз обращали внимание, что своими ответами он дублирует сказанное ранее. Повторы эти публиковать не будем, предложив вниманию читателей наиболее интересные из задаваемых вопросов.

– Дмитрий Геннадьевич, сколько сейчас людей работает на ВАЗе и сколько планируется сократить до конца года?

– На сегодняшний день численность сотрудников – 37 тысяч 200 человек. Планируем, что сокращение будет минимальным. Мы всем предлагаем возможность другой работы. Например, на производстве «Б ноль», причем выплачиваем пособие в размере 30 тысяч рублей тем, кто туда переходит, но при этом сотрудник должен гарантировать, что проработает там не меньше года. Еще один вариант – трудоустройство в индустриальном парке. Это структурное подразделение завода, которое, в частности, готовит новые рабочие места для компаний, не связанных с производством автомобилей. Параллельно мы предлагаем всем вакансии на других предприятиях Тольятти и в близлежащих городах. При этом людям, переходящим к другим работодателям, выплачивается не менее 127 тысяч рублей. Какова будет численность на конец года? Пока сказать сложно.

– Много ли денег тратит автозавод на эти цели?

– С октября прошлого года – более 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Кроме этого гарантирована поддержка государства в размере 440 миллионов рублей. К примеру, предприятия, которые берут к себе высвобождаемых с ВАЗа сотрудников, могут рассчитывать на бюджетные средства.

– Если не ошибаюсь, схожая ситуация была на заводе в 2009 году…

– В то время были созданы дочерние общества – «Реформинг-центр» и «АВТОВАЗ-перспектива» (с государственным финансированием), куда принимали работников, увольнявшихся с завода. Всего туда было переведено около 7 тысяч человек, большинство из которых позже вернулись на ВАЗ или нашли другую работу на территории или за пределами города. Когда государственное финансирование закончилось, завод заключил договор с «Реформинг-центром» (там к тому моменту оставалось 1,5 тысячи человек) на выполнение определенных работ. Сегодняшняя ситуация отличается тем, что мы создаем не дочернее предприятие, а структурное подразделение. Наши сотрудники будут готовить новые рабочие места для компаний-резидентов индустриального парка.

– Какое количество людей может перейти на работу с ВАЗа в центр принятия корпоративных решений Сбербанка?

– Работа со Сбербанком по подбору сотрудников ведется очень активно, но пока не утверждено штатное расписание и не созданы рабочие места, говорить об имеющихся вакансиях преждевременно. Могу сказать, что уже отобрано несколько десятков человек, которые в дальнейшем будут проходить переобучение. Всего же мы рассчитываем, что туда перейдет несколько сотен вазовцев.

– Сколько сейчас сотрудников нужно Волжскому автозаводу?

– Это зависит от того, сколько автомобилей мы производим. Чем больше доля рынка – тем больше рабочих мест. На сегодняшний день у нас порядка 4 тысяч человек не задействованы в основной производственной программе. Наша задача – обеспечить их занятость. Уже формируется пофамильный список, после чего с этими людьми будет проводиться определенная работа.

– Каково соотношение женщин и мужчин на предприятии?

– Примерно 40 процентов у нас – это женщины. Причем такое соотношение сохраняется уже много лет.

– В Сбербанк только женщин будут брать?

– Нет, не только. Это же большой центр планируется, где найдется работа не только тем, кто будет отвечать на телефонные звонки клиентов.

– Не получится ли так, что люди перейдут к другому работодателю, а через какое-то время их выгонят? Какие-то гарантии существуют?

– Переход осуществляется следующим образом. На мое имя от будущего работодателя приходит гарантийное письмо примерно такого содержания: «Прошу перевести такого-то работники на такое-то предприятие для трудоустройства в такой-то должности». Это документ, который обязывает принять человека на постоянную работу без испытательного срока.

– На время переобучения какая-то зарплата предусмотрена?

– Да, работники Волжского автозавода получают зарплату в этот период.

А тем временем

Аналитики «Автостата» составили рейтинг российских городов с наибольшими объемами продаж машин марки «Лада». Лидирует Москва, где за семь месяцев было реализовано 5193 новых вазовских автомобиля без учета выпускаемых у нас иномарок. Еще 4261 штуку купили в Санкт-Петербурге, а на третьем месте оказался Тольятти – 3690. Далее следуют Пермь (2527), Самара (2451), Казань (2312), Ижевск (1945), Воронеж (1745), Екатеринбург (1637) и Уфа (1609).

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 33 (1161) 25.08.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

рабочие на конвейере

фото: pokryshka.com

фото: из открытых источников