В чем секрет скрипок Антонио Страдивари?


    Известно, что последняя скрипка виртуоза Страдивари (1644-1737), появилась на свет, когда ему было 93 (!) года.

    В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялся литературно — музыкальный альянс «Секрет скрипок Антонио Страдивари». Он был посвящен 375-летию со дня рождения гениального мастера по изготовлению смычковых инструментов и приурочен к Международному дню музыки.

    На встрече читатели чуть ближе прикоснулись к биографии ученика великого Никколо Амати. Получили большое удовольствие, послушав игру на скрипке в исполнении лучших скрипачей мира — соло на одной струне (Никколо Паганини) и восточную музыку «Арабская девушка» (Ванесса Мэй), «Полет шмеля» Н. Римского -Корсакова (Дэвид Гарретт) и «Полонез» Г. Венявского (Яша Хейфец).

    Посмотрев документальный фильм «Почему скрипки Страдивари такие дорогие?», узнали, отчего на аукционах стартовая цена этих штучных изделий, имеющих собственные имена, не опускается ниже 2-х миллионов долларов, а иногда доходит до 20-ти. В итоге смогли понять, в чем заключается загадка скрипок Страдивари.

    Итак…

    Величайший на все времена мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари родился в Италии в 1644 г. в небольшом селении близ Кремоны. Сюда семья Страдивари перебралась из-за свирепствовавшей в Кремоне чумы. Здесь и прошло детство будущего скрипичного мастера.

    В юности Антонио пробовал стать ваятелем, художником, резчиком по дереву. Это потом поможет ему безошибочно подбирать материал для своих шедевров. Позже он увлекся игрой на скрипке. К сожалению, и тут его ждало разочарование — при наличии идеального музыкального слуха его пальцам не хватало подвижности.

    Занявшись изготовлением скрипок, Антонио устроился в мастерскую Никколо Амати, внука родоначальника известной династии итальянских скрипичных мастеров — Андреа Амати. В мастерской Амати Антонио работал бесплатно в обмен на полученные знания. Никколо Амати оказался не только прекрасным скрипичным мастером, но и хорошим учителем как для Антонио, так и для другого ученика — Андреа Гварнери, ставшего со временем также знаменитым мастером.

    В 1666 году Страдивари сделал свою первую скрипку, звуки которой напоминали звук скрипок его учителя. Ему же хотелось сделать ее другой. С каждым вновь созданным инструментом совершенствовался его звук, улучшалось качество.

    В 1680 году, в 36-тилетнем возрасте, Страдивари начинает работать самостоятельно. В поисках собственного стиля он пытается уйти от дизайна Амати, использует новые материалы, другой способ обработки. У его скрипок разная форма: одни он делает уже, другие — шире, некоторые из них были короче, другие — длиннее. Его инструменты украшены кусочками перламутра, слоновой кости, изображениями купидончиков или цветов. Но главное отличие скрипок Страдивари от других заключалось в необыкновенном, особом звучании.

    Долгие годы мастер искал собственную модель, улучшая и совершенствуя скрипки, пока, наконец, в 1700 году не сконструировал свою непревзойденную скрипку. До конца своих дней Страдивари продолжал экспериментировать, но принципиальных отклонений от уже созданной модели больше не делал. Долгие годы он упорно и кропотливо отрабатывал технику обработки древесины, сочетал разные породы дерева, получая согласованное звучание разных частей скрипки. Для верхней деки мастер брал ель, для нижней — клен.

    Страдивари был одним из первых, кто заметил, что звучание скрипки во многом зависит от свойств лака, которым покрывали инструмент. Благодаря эластичности лака деки могли резонировать и «дышать», что придавало тембру особенный «объемный» звук.

    Предполагают, что смеси готовились из смол деревьев, росших в Тирольских лесах, однако, точный состав лаков так и не был установлен.

    Каждая скрипка, изготовленная великим мастером, подобно живому существу, имела свое имя и ни с чем несравнимый неповторимый голос. Ни один мастер в мире не сумел достичь подобного совершенства.

    За свою долгую, 93-летнюю жизнь Страдивари подарил миру около 1500 скрипок, каждая из которых прекрасна и уникальна. Самыми лучшими из них считаются инструменты, созданные мастером с 1698 по 1725 годы.

    Антонио Страдивари был женат дважды. От первого брака у него осталось трое детей. Они жили в просторном доме, где у мастера была собственная мастерская. К сожалению, жена умерла от одной из эпидемий, которые в те времена случались часто и уносили жизни многих людей.

    Страдивари женился во второй раз. В этом браке у него было шестеро детей. Двое его детей, Франческо и Омобоно, когда подросли, стали работать вместе с отцом, постигали секреты его мастерства. Они научились делать великолепные инструменты, но ни один из них не достиг совершенства формы и красоты звучания скрипки отца. Сам мастер продолжал изготавливать инструменты, будучи уже почтенным старцем. Умер он на 94-м году жизни, в 1737 году.

    После второй мировой войны в Советский Союз хлынул поток «скрипок Страдивари» производства немецких мануфактур. Ценности эти инструменты не имеют.

    Настоящих скрипичных экспертов мирового уровня трое — Чарльз Бир в Англии, Этьен Ватло во Франции и Карло Морасси в Италии. Попытки скрипичных мастеров создать подобие скрипки Страдивари не увенчались успехом.

    К сожалению, сегодня в мире насчитывается около 600 подлинных инструментов Страдивари. Теоретическая вероятность того, что где-то в мире «всплывет» скрипка Страдивари, очень мала. Все скрипки находятся на учете и зафиксированы в каталогах. Они имеют двойные имена (мастер-владелец или мастер-исполнитель). Например, в России есть инструменты Страдивари-Ойстрах и Страдивари-Коган. И все же чудеса случаются! Последняя скрипка Страдивари была обнаружена 30 лет назад в Екатеринбурге, у нее была испорчена верхняя дека.

    Материал подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти».

    светлана россинская