В 2020 году жители Самарской области будут оплачивать квартплату по единой квитанции

    В минувший понедельник на оперативном совещании регионального правительства обсуждался вопрос создания единого областного расчетного центра, который объединит все организации, которые оказывают жителям региона те или иные жилищно-коммунальные услуги: свет, вода, тепло, квартплата и даже капремонт, вывоз мусора и домофон.

    И жители области могли бы ежемесячно оплачивать «коммуналку» и «квартплату» на основе единой квитанции. Предполагается, что коммунальные услуги станет оплачивать удобнее и проще.

    Планируется, что после оплаты единая сумма будет поступать на единый счет, а расчетный центр распределять средства по соответствующим счетам поставщиков ресурсов и услуг. Обещано, что к марту этого года власти определятся с оператором единого расчетного центра. Правда, пока нет ответа на главный вопрос, который волнует рядового жителя губернии: «За чей счет банкет»? Жителей региона больше беспокоит не кто станет оператором ЕРЦ, а сколько денег потребуется на создание такого центра, кто его будет в последующем содержать и за чей счет? И не приведет ли появление новой посреднической структуры к увеличению и так немалых чисел в платежке каждого жителя Самарской области? Пока вопросов больше, чем ответов.

    На федеральном уровне

    Понятно одно, к таким действиям губернские власти подталкивают грядущие в 2020 году изменения в жилищное законодательство. В июне 2019 года в Госдуму был внесен законопроект о создании единого платежного документа — общей квитанции, в которую будут включены все коммунальные платежи. По данным Главного государственного жилищного инспектора РФ, порядка 60% обращений в жилищные инспекции связаны с неверными или непонятными для граждан начислениями за потребленные услуги. Путаница якобы возникает из-за того, что каждый поставщик жилищно-коммунальных услуг выставляет квартиросъемщику свою платежку.

    Потребители отмечают, что в многочисленных квитанциях значатся их ошибочные персональные данные, площади квартир, разное количество проживающих и прочее, что неизбежно приводит к росту недовольства. Среди регионов, в которых в последнее время наблюдается рост долгов за ЖКУ из-за неразберихи и путаницы в данных, значится и Самарская область.

    Законодатели отмечают, что целый ворох квитанций, которые ежемесячно кидаются в почтовый ящик каждого гражданина, дает простор и для мошенников. Нередки случаи, когда при данном положении дел выставляются фальшивые платежные документы, что порождает практику «двойных платежек» и вводит в заблуждение потребителей жилищно-коммунальных услуг. Потребитель, не владеющий информацией об истинном положении дел, вынужден платить дважды, чтобы не стать должником, или не платит совсем, не желая быть обманутым.

    По мнению депутатов, существование множества платежек за коммуналку перманентно тратит наше время, нервы и деньги. А значит, переход на единую платежку за ЖКУ — вопрос безотлагательный. В ноябре минувшего года прошло первое чтение поправок в Жилищный кодекс, после которого документ отправили на доработку. Предполагается, что окончательно документ должны утвердить в ходе весенней сессии Государственной думы.

    И что немаловажно, в Жилищном кодексе должна появиться отдельная статья, в которой оговаривается, что: «Расходы, связанные с организацией сбора и обработки показаний приборов учета, начислением платы за коммунальные услуги, формированием, печатью и доставкой платежных документов, истребованием задолженности за коммунальные услуги и (или) расходы на привлечение на основании соответствующего договора организации или индивидуального предпринимателя для выполнения всех или части указанных функций, учитываются при установлении регулируемых государством цен (тарифов) на соответствующие виды коммунальных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

    Оптом и в розницу

    Так что же из себя будет представлять такой единый платежный документ за «коммуналку» и зачем он вообще нужен? Документ подразумевает создание единой платежной ведомости, которая будет включать в себя все направления: жилищные и коммунальные услуги, капитальный ремонт, услуги подрядчиков (например, домофон). Выпуск и доставка такой квитанции должны осуществляться не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим. Однако авторы уточняют, что если договором управления или решением собственников установлен иной срок, то ориентироваться необходимо на него. Впрочем, ничего нового в этом нет — по такому принципу квитанции выпускаются и сейчас.

    Пока на федеральном и региональном уровне ведутся дискуссии на счет необходимости создания единой платежки ЖКУ, в Тольятти подобная практика активно работает. Создан ООО «Единый расчетный центр г. Тольятти», который производит обслуживание населения на 8 участках, расположенных во всех районах города, осуществляет начисление и сбор платы за жилье и коммунальные услуги, а также сбор, обработку и хранение показаний индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, сотрудничество и обмен информацией со всеми социальными структурами. Уже реализована практика включения в единый платежный документ квитанции по начислению за капитальный ремонт (ФКР). А также ведение расчетов взносов за капитальный ремонт для домов, имеющих спецсчета (УК).

    И по словам заместителя директора ООО «ЕРЦ г. Тольятти» Оксаны Серебряковой, их опыт формирования единого платежного документа в единой базе данных показал положительные результаты.

    «Минимизация расхождений данных о плательщике, оперативность внесения достоверных данных о собственности и проживающих без риска их потери при смене управляющей или ресурсоснабжающей организации — вот очевидные плюсы единой платежки. Кроме того, единая база данных способствует снижению рисков злоупотреблений и хищений средств за счет повышения прозрачности расчетов и применения только соответствующих алгоритмов расчета».

    Мнение

    Оксана Серебрякова, заместитель директора ООО «ЕРЦ г. Тольятти»:

    — В настоящее время на основании заключенных договоров ООО «ЕРЦ г. Тольятти» по отдельным МКД осуществляет выпуск единых платежных документов (ЕПД), в которых досконально расписано, что, кому и сколько гражданин должен. Каждый штрих код платежного документа содержит информацию о расчетном счете конкретного поставщика коммунальных услуг, соответственно оплата попадает именно на расчетный счет поставщика. Выпуск единого платежного документа позволяет не только сократить расходы с выставлением квитанций, счетов разными организациями, но повышает прозрачность, упрощает оплату.

    Факт

    Печать единой платежной квитанции за ЖКУ снизит и издержки на печать и доставку платежных документов, которые так или иначе приходится оплачивать гражданам. Стоимость выпуска одного платежного документа составляет 10-15 рублей. При этом доставка каждой такой бумажки обходится еще в 6-8 рублей. В таком случае при получении десяти платежных документов стоимость только выпуска и доставки потребителю платежных документов за один месяц может достигать 120 рублей.

    плюсы и минусы разных систем оплаты ЖКУ

    Галина Терещенко, газета «Площадь Свободы», Sollo00@list.ru

    женщина достает счет за квартиру из почтового ящика