Уже десятка два директоров УК были за это осуждены

зал суда Автозаводского района

– Почему за работу, которая стоит около 300 тысяч, вы велели перечислить частной фирме, а ее возглавляет ваш знакомый, два с половиной миллиона рублей?

Бывший директор муниципальной управляющей компании Петровский на прямой вопрос ответил так:

– Это бухгалтерская ошибка, я никаких указаний не давал. И потом фирма вернула два с половиной миллиона…

Действительно, ООО «Добрый мастер» вернуло деньги, но через 112 дней. Как же долго исправлялась эта «ошибка»! И могла ли бухгалтер по своему усмотрению куда-то отправить деньги?

«Интересная» аренда

Директором управляющей компании № 4 Николай Петровский проработал почти три года, оставив после себя недобрую славу. Его служебные схемы потом внимательно изучали специалисты контрольно-счетной палаты (КСП) города и следователи. Уголовное дело было возбуждено по двум статьям: причинение имущественного ущерба собственнику в особо крупном размере и злоупотребление должностными полномочиями. Правда, доказали всего три эпизода.

УК-4 обслуживало 63 дома в разных районах города. Собирая деньги с жильцов, управляющая компания не спешила рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями за поставленные электроэнергию, воду и отопление. Типичное явление для нашего времени, уже десятка два директоров УК были за это осуждены.

Гораздо интереснее ситуация с арендой тракторов, которые использовали для благоустройства территорий. Петровский заключал соответствующие договоры с ООО или ИП, а те сами не работали, они сразу же сдавали муниципальную технику следующему «звену». В чем «изюминка»? Один лишь пример.

ИП Тикотин за аренду в течение восьми месяцев тракторов перечислил УК-4 скромную сумму в 353 тысячи рублей. Сдав ту же технику в ООО «Добрый мастер», в конечном итоге получил свыше пяти миллионов. Доходный бизнес!

А ведь эти деньги могли поступить на расчетный счет управляющей компании и пойти на погашение многочисленных долгов или на дополнительное благоустройство придомовых территорий. Почему подведомственную муниципальную организацию не контролировала мэрия? Вопрос скорее риторический, то есть не требующий ответа.

В администрации Тольятти есть департамент городского хозяйства, который должен, по идее, приглядывать за такими компаниями в сфере ЖКХ. Но… бывший руководитель департамента Вадим Ерин недавно сам был осужден за превышение должностных полномочий, а нынешний начальник Максим Кузахметов сейчас находится под следствием, в отношении него расследуются уже два уголовных дела.

Зачем платить трактористам?

Петровский в суде вину не признал, но согласился с тем, что не все деньги, собранные с жильцов, перечислялись ресурсникам.

– Когда пришел в компанию, долг перед ресурсными организациями составлял 87, а долги населения – 60 миллионов. Я в заблуждение никого не вводил, наоборот, шел на открытый контакт, неслучайно за положительную работу неоднократно отмечался государственной жилищной инспекцией, – подчеркнул он.

Если послушать обвиняемого, то во всем виноваты несознательные жители города – не платят вовремя и сполна за свои квадратные метры. А он якобы старался изо всех сил исправить сложную ситуацию. Разные бывают в суде способы защиты, Николай Леонидович избрал именно такой.

По поводу аренды техники. Петровский считает, что делал… благо для муниципальной организации. Зачем держать в штате трактористов, платить им зарплату, загружать их работой, тратиться на ГСМ, заниматься ремонтом техники?

Своеобразный подход! Возьмем простую, даже бытовую ситуацию. Жильцы домов, возмущенные тем, что не чистят проезды от снега, куда будут звонить? Правильно, в управляющую компанию. А там что ответят? Что у них нет теперь техники? Или по привычке соврут, что техника работает на подведомственной территории? Кто их потом проверит?

Еще один нюанс. Если техника находилась в частных руках, то где гарантия, что ее использовали в первую очередь для жителей микрорайонов? Вы обращали внимание, что площадки перед автозаправками, торговыми центрами и роскошными коттеджами всегда тщательно вычищены?

Понять механизаторов и их начальников отчасти можно – там живые деньги им платят: почистил – получил. Тем более один из ипэшников признался в суде, что официальная зарплата тракториста составляла всего 12 600 рублей.

Но вернемся к уголовному делу. Что касается перечисления двух с половиной миллионов в ООО «Добрый мастер», то обвиняемый в суде не раз повторил про ошибку бухгалтера. И добавил в качестве дополнительного аргумента:

– Никакого ущерба управляющей компании не причинено. У нас месячный оборот денежных средств составлял 24 миллиона, поэтому два с половиной не могли повлиять на работу организации.

Тогда допросили двух бухгалтеров: главного и того, кто непосредственно перечислял деньги. Четко прозвучало, что был составлен реестр платежей, куда по личному указанию директора включили тот самый платеж. После этого отнесли реестр на согласование Петровскому, который документ не только внимательно изучил, но и подписал. Значит, ни о какой ошибке со стороны бухгалтерии не могло быть и речи.

Кроме того, зря бывший директор сказал, что никакого ущерба не причинено. Управляющая компания должна была солидные суммы ресурсоснабжающим организациям, ее представители проводили многочисленные встречи с Петровским о реструктуризации долгов, составляли графики. И вдруг «ошибочный» платеж, как будто деньги некуда было девать.

Снимали крупные суммы

С кем же, не покладая рук, работал Петровский? Фирму «Добрый мастер» возглавлял Вадим Зимин, это бывший заместитель мэра – глава Комсомольского района. Он не скрывал добрых отношений с обвиняемым, подчеркнув, что знает его лет двадцать.

Вадима Анатольевича спросили, куда он девал крупные суммы денег, которые регулярно снимал со счета «Доброго мастера». Зимин ответил, что как единственный учредитель имел полное право получить за полгода в качестве дивидентов около пяти миллионов рублей. Он действительно снимал крупные суммы, которые тратил на хозяйственные нужды, развитие ООО. А вот на какие именно нужды, пояснить почему-то не смог. Может, забыл?

Сергей Нилов, имевший тогда статус индивидуального предпринимателя, рассказал, что тоже знаком с Петровским – работал у него в УК-4 заместителем. Причем сначала был ипэшником, потом стал чиновником от ЖКХ.

С ИП Тиконина вышло еще интереснее. Предпринимателем значился Никита – брат бывшей девушки Нилова. Мать Никиты в суде пояснила, что оформить ИП его уговорил именно Нилов:

– Сын с первой зарплаты купил себе телефон, после чего рассказал, что Сергей подарил ему фирму. Что надо ее оформить на себя, тогда он станет там директором. Фирма занималась арендой тракторов, другой большой техники.

Сын снимал большие суммы и передавал их. Когда понял, что происходит что-то странное, хотел уйти, но его не отпустили. Никита заявил, что всё равно там работать не станет, потому что не доверяет никому. Он боялся, что его заберут, и даже одно время не открывал никому дверь квартиры…

Этот список контрагентов неполный, но можно быть уверенными, что случайных партнеров у обвиняемого не было.

Из интервью конкурсного управляющего

Когда банкротство в УК-4 стало неизбежным, Петровский уволился. Арбитражный суд назначил Елену Салямову конкурсным управляющим. Вникнув в дела, она пришла к выводу, что кто-то целенаправленно вел управляющую компанию к гибели, а мэрия, как единственный учредитель, этому почему-то не препятствовала.

Салямова дала несколько интервью, вот отрывок из одного.

– В отделе по борьбе с экономическими преступлениями я изложила свои доводы, напомнив про отчет контрольно-счетной палаты. Этот документ пытались в УК-4 оспорить через суд, но безуспешно.

Отчет же наглядно доказывает, что УК-4 работала с огромными нарушениями. Основное из них: продажа муниципального имущества на улице Чайкиной, 52, без разрешения на то учредителя – администрации города. Учредитель отозвал свое решение, но, как заявил бывший в то время директором УК-4 Петровский, информация до него… не дошла.

Однако, продав помещения, управляющая компания не улучшила своего финансового положения. Наоборот! На 1 января кредиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями составляла 82 миллиона, после продажи нежилых помещений она… увеличилась. Через год УК-4 уже была должна ресурсникам 101 миллион, еще через полгода долг вырос на 11 миллионов рублей.

Зато на момент объявления себя банкротом УК-4 имела долгов на сумму 58 миллионов. В два раза меньше! Я подняла информацию, чтобы узнать, куда ушли деньги от продажи помещений на Чайкиной. Выяснила, что был открыт счет в другом банке и на него перечислены средства. Потом, как подтвердила проверка КСП, 80 процентов этих денег ушло на оплату долгов «Т Плюс», а остальные были розданы подрядчикам: ООО «Добрый мастер» и другим.

Еще среди нарушений, выявленных КСП, – сдача в аренду рабочих площадей, техники за смешные деньги. Например, 500 рублей в месяц за аренду помещения под цех обработки древесины. Или 2000 рублей за аренду гаража. Прежде эти помещения сдавались с ежемесячной оплатой 25 тысяч.

Более того, проверка КСП установила, что в УК аккумулировалось достаточно средств для того, чтобы не только не копить задолженность, но и вовремя платить ресурсникам. Словом, после изучения отчета КСП складывается впечатление, что в муниципальной УК делали всё, чтобы развалить компанию изнутри…

Интервью большое, но изложенные факты в основном остались за пределами уголовного дела.

Благодарность от Банновой

На заседании суда Комсомольского района были озвучены награды, которые вручались Петровскому представителями власти: благодарности за подписью заместителя мэра Юлии Банновой, двух теперь уже бывших спикеров городской думы Дмитрия Микеля и Николая Остудина, куча почетных грамот и писем со словами признательности. Ему даже два почетных знака дали: «Чемпионат мира по футболу. Самара – 2018», «Куйбышев – запасная столица».

За что так часто благодарили будущего фигуранта уголовного дела? Основания абсолютно разные: «за помощь в организации акции, направленной на формирование коллективного иммунитета горожан против коронавирусной инфекции», «за оказанную помощь и внимание» и даже «за усердные труды в сохранении и укреплении православия».

Конечно, дело нужное – укреплять иммунитет с православием, но разве в этом основная задача руководителя управляющей компании? Может, главное – забота о непосредственных нуждах жителей домов, которые обслуживала УК? А вместо этого – банкротство коммунального предприятия, где учредителем являлась мэрия.

Вообще, когда чиновники, особенно муниципалы, хвалят друг друга, это вызывает как минимум иронию, но снова вернемся к уголовному делу. Суд признал Петровского виновным и назначил в качестве наказания два с половиной года принудительных работ с удержанием из заработка 10 процентов в доход государства. В исправительный центр для получения предписания он должен прибыть самостоятельно.

Достаточно мягкое наказание, но для таких людей самое ощутимое – это падение с высоты служебного полета. Впрочем, падение было не столь критичным, во всяком случае в суде прозвучало, что Петровский сейчас возглавляет ЖЭО «Поволжский», это структура самой крупной в городе управляющей компании ДЖКХ.

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 8 (1494) 01.03.24
Номер свидетельства ПИ № 7-2362 от 30.10.2003