С некоторых пор считается, что Тольятти – город, слабо приспособленный под нужды людей. Высокая автомобилизация, отсутствие инфраструктуры для досуга и отдыха, неблагоустроенность и серость кварталов – это все наша беда. Для решения городских проблем существует наука урбанистика. Занимаются ей как профессионалы (например, Центр урбанистики в ТГУ), так и любители. Недавно в Тольятти появилось отделение одной из самых известных в России организации урбанистов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». Корреспондент «Площади СВОБОДЫ» поговорил с главой тольяттинского отделения «Городских проектов» Ильей Севостьяновым о городской среде, благоустройстве и больных точках Тольятти.
– Илья, для начала расскажите нашим читателям, что такое урбанистка.
– Урбанистика – это наука о взаимодействии людей в городе: как всех вместе соединить, как помочь людям взаимодействовать друг с другом, как передвигаться по городу. Урбанисты как раз выстраивают эту систему взаимодействия жителей, чтобы город не был разрозненным, чтобы горожане друг с другом общались и контактировали, чтобы город работал и жил.
– Что представляет собой организация «Городские проекты»?
– «Городские проекты» – это фонд, который основали общественные деятели Илья Варламов и Максим Кац. У фонда есть отделения во многих городах. У нас, в Тольятти, «Городские проекты» появились давно, но деятельность началась только в октябре прошлого года. Тогда мы провели дебаты и выборы, и меня избрали главой отделения. Цель нашего фонда – распространять идеи комфортной городской среды, создавать запрос на удобный город, чтобы люди сами требовали от властей хороших общественных пространств и удобных улиц.
– Сколько человек в вашей организации?
– На сайте «Городских проектов» зарегистрировано около 180 человек, но это цифра не отражает реальность. В нашем общем чате состоит около 80 человек, самых активных из них – около 10.
Город для автомобилей
– А какие направления деятельности «Городских проектов» наиболее актуальны для Тольятти?
– Одной из ключевых проблем я бы назвал повышенную автомобилизацию. Изначально Тольятти планировался как город для автомобиля. Такая позиция градостроителей привела к большому количеству проблем: это и огромные поля с парковками, и широкие дороги, и пробки, а из-за выхлопных газов в городе плохая экология и очень жарко летом. От этого всего надо уходить. Поэтому наиболее релевантным направлением «Городских проектов» я бы назвал развитие общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры: у нашего города с его широкими улицами большой велосипедный потенциал.
Особенно плохо в Тольятти развита троллейбусная система, а ведь для города это лучший способ передвижения, потому что троллейбус, во-первых, тихий (у него электрический двигатель), во-вторых, экологически чистый: никаких выбросов он не производит. Если подсчитать затраты на электричество и контактную сеть и учесть, что электротранспорт надо реже ремонтировать, то получается, что в долгосрочной перспективе троллейбус эффективнее и дешевле автобуса. Проблема в том, что не обновляются ни троллейбусный парк, ни контактная сеть. Люди видят их в таком состоянии, в каком они сейчас, и считают, что троллейбусы – совсем нехорошо, неудобно и небыстро.
В целом же мы выступаем за изменение иерархии приоритетов: в первую очередь должны учитываться интересы пешеходов, затем велосипедистов, потом общественный транспорт и уже в конце – интересы автомобилистов. В Тольятти, к сожалению, все наоборот.
Удобство в мелочах
– Какие конкретные шаги были сделаны для решения городских проблем Тольятти со стороны «Городских проектов»?
– Недавно мы завершили исследование тольяттинских остановок общественного транспорта. Первое мнение обо всей системе общественного транспорта человек получает, когда он приходит на остановку. Мы прошлись по городу, сфотографировали остановки, чтобы у нас было точное, объективное понимание ситуации. У нас остановки просто в плачевном состоянии: они сделаны из профлиста, заклеены объявлениями и выглядят просто как площадки для мусорных контейнеров. В них невозможно укрыться от дождя и ветра, да и просто неприятно находиться. Такого, конечно, не должно быть в городе. Вместо них мы предложили более дорогой вариант – стеклянные остановочные павильоны. С этим исследованием и предложениями мы пошли в администрацию.
– И что вам сказали?
– То, что обычно говорят в таких случаях: нет денег. На самом деле непонятно, почему на такой важный для города вопрос в бюджете нет средств.
Помимо этого, мы пытаемся решить проблему с подземным переходом на улице Свердлова. Сейчас он находится в ужасном состоянии, администрация планирует отремонтировать его за 22 млн рублей: переход отреставрируют, покроют мрамором, гранитом, построят лифт для инвалидов. Но это напрасное вложение средств: даже сами чиновники говорят, что уже через год этот лифт не будет работать. Мы предлагали не тратить на это денег и организовать наземный переход. В этом месте своя специфика: там находятся рынок, рядом школа и больница, очень много пожилых людей и инвалидов, и каким-то людям трудно спуститься в этот переход. Мы предлагаем сделать наземный переход со светофором, чтобы каждый человек, независимо от его сил и возраста, мог просто перейти дорогу. На что администрация отвечала: «Пройдите 200 метров в сторону – и там будет другой переход». Но так, естественно, никто не делает, и очень часто можно наблюдать, как люди просто переходят дорогу в неположенном месте.
– Но ведь подземный переход считается более безопасным, чем наземный.
– На самом деле это заблуждение, потому что подземный переход только кажется безопасным. При строительстве перехода не учитываются те люди, которые просто не могут в него спуститься. Водитель даже не заметит, что они вышли на дорогу, – он не будет внимателен, не будет ожидать пешехода. Соответственно, может случиться авария гораздо серьезнее, чем если бы это произошло на пешеходном переходе, на котором водитель в любом случае бы тормозил. К тому же подземные переходы – это огромные затраты для города, и строить их имеет смысл вне города – на магистралях, где приоритет у автомобиля. В городе приоритет должен быть у человека.
– Как чиновники реагируют на ваши инициативы?
– Пока что не было опыта положительного реагирования. В основном приходят отписки. Но мы не сдаемся: надо создать еще больший общественный запрос, чтобы люди требовали улучшений – только тогда что-то может измениться.
Большие районы для маленьких людей
– Урбанисты часто критикуют современные жилые комплексы. Можете сказать почему?
– Новые жилые комплексы в России часто превращаются в гетто: там нечего делать, и людям приходится ехать в город. Все это создает дополнительную нагрузку на городские дороги, создаются пробки, и эффективность городских улиц снижается. Город не должен наращивать такие жилые массивы, а городская среда должна вмещать в себе все. У человека в шаговой доступности должны быть и магазины, и кафе. Мы видим на примере Автозаводского района, насколько неэффективна застройка широкими кварталами. У человека возникает «зависимость» от автомобиля: очень сложно перемещаться по району пешком или на общественном транспорте. Новые кварталы нужно проектировать учитывая прошлые ошибки, а не совершать их опять.
Пора меняться
– Всем мы знаем, что Тольятти очень неблагоустроенный город. Какой объект здесь, на ваш взгляд, нуждается в наиболее пристальном внимании со стороны администрации?
– Центральный парк уже давно пора привести в нормальный вид: там почти нет никаких объектов. Туда ходят все жители города, и необходима какая-то инфраструктура для занятий спортом, развлечения для детей. Сейчас там есть детская площадка, но это не уровень центрального парка крупного города. Пока что ничего, кроме, как погулять, посидеть на лавочке и полежать на солнышке, в нашем парке сделать нельзя. И конечно, Центральный парк требует ремонта. Но администрация недавно проводила конкурс, и там были выдвинуты интересные проекты. Посмотрим, что из этого получится.
– Давайте от плохого к хорошему: какие места в Тольятти интересны, с точки зрения организации городской среды?
– Стоит посетить парк 50-летия АВТОВАЗа в Автозаводском районе: там использовались технологии, которые до этого в городе вообще не применялись. Из неочевидных мест: в Комсомольском районе есть сквер «Маяк», там тоже очень хорошее пространство районного уровня; площадь Искусств в Центральном районе.
– Я правильно понимаю, что фонд «Городские проекты» существует за счет пожертвований?
– Да, мы занимаемся «Проектами» на добровольных началах. Люди сами нас поддерживают. Важно, чтобы каждый чувствовал свой вклад: это связывает жертвователей, которые хотят создать удобный город, и активистов. Пока что в Тольятти мы не начали фандрайзинговую компанию, но вот-вот готовимся ее запустить.
Константин Буров, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»