Уникальный проект для жителей Тольятти старше 50 лет

лекция для людей старше 50 лет

Уникальный проект по социальной и профессиональной адаптации граждан предпенсионного возраста через образование, запущенный ПАО «Тольяттиазот», успешно реализуется. Мы посетили открытые лекции проекта и понаблюдали за динамикой его развития. Первые результаты ожидаются в конце мая, а пока впечатлил сам процесс.

Как адаптировать опыт

Напомним, что в свете обсуждения изменений в пенсионном законодательстве в середине 2018 года предприятие объявило о создании собственной программы переобучения лиц старше 50 лет. Председатель совета директоров корпорации Петр Орджоникидзе тогда отмечал, что идея проекта связана с развитием экономики в целом и особенностями ведения бизнеса в России: «Такие вещи, как цифровизация, стремительное развитие технологий требуют новых знаний и квалификации людей. Наши исследования показали, что большое количество людей готово приобретать новые навыки».

Как известно, «Тольяттиазот» уделяет много внимания профессиональному развитию и повышению квалификации своих работников, имеет собственный центр по переподготовке кадров. Заместитель генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Юлия Петренко говорила на пресс-конференции, посвященной запуску программы: «Мы имеем опыт по переобучению … внутри завода, и опыт переобучения людей старшего возраста в том числе». Было решено, что «Химия опыта» даст людям зрелого возраста возможность обучения по направлениям, повышающим их востребованность не только на рынке труда, но и в современной экономике в целом.

Сначала организаторы провели развернутое социологическое исследование среди жителей Тольятти в возрасте 50-70 лет. В результате выяснилось: около 60% респондентов проявили интерес к получению новых навыков и бизнес-образованию. Были выбраны приоритетные направления обучения: иностранный язык, компьютерная грамотность и основы предпринимательства. Также организаторы решили проводить мастер-классы для адаптации к современным условиям экономики от ведущих специалистов в области психологии, управления персоналом, экономики и т. д.

В конце ноября 2018 года на официальном сайте ПАО «Тольяттиазот» была размещена анкета для претендентов, и их оказалось немало. В начале января 2019-го провели собеседования и отобрали 50 участников. Среди них были как опытные предприниматели, так и рядовые специалисты, стремящиеся предложить рынку свои профессиональные знания. Было сформировано две группы, одна из которых должна по окончании курсов представить инвестиционный проект, а вторая – проект личного продвижения. Старт программе был дан в конце января, и с тех пор занятия проходят еженедельно, по средам и выходным дням.

Создать личный бренд

31 марта 2019 года в ДК «Тольяттиазот» состоялся мастер-класс с участием трех спикеров. Участники проекта «Химия опыта» получили в этот день очередную порцию знаний и умений. Бизнес-тренер и эксперт по маркетингу и управлению бизнес-проектами Марина Маркова является доцентом кафедры менеджмента Высшей школы экономики МГУ. Тема ее выступления была посвящена самопрезентации и сторителлингу.

Умение позиционировать себя на людях – важнейший навык, полезный не только предпринимателям, но и всем специалистам – при трудоустройстве, при расширении круга знакомств, при решении личных задач. Сторителлинг, или умение рассказывать истории, – неотъемлемая часть самопрезентации. Это своеобразная техника привлечения и удержания внимания, зарождающая у собеседника желание взаимодействовать с вами в будущем. Марина рассказала о том, когда и зачем стоит привлекать внимание, какие форматы лучше использовать для создания первого впечатления.

Участники живо откликнулись на методику оценки модели поведения, прошли онлайн-тестирование, определили свои сильные и слабые стороны. Открытием для многих из них стало то, что правдивая история о себе – не просто очередная тема поста в социальных сетях, а момент фиксации опыта, который и составляет арсенал современного предпринимателя. Также спикер отметила, что ведущие тренды самопрезентации сейчас – видеоролики и элевейтор-спич (краткий рассказ о своем проекте в режиме движения лифта), занимающий 30 секунд.

Предприниматель и эксперт в области проектов в сфере машиностроения, биотехнологий и IT Дмитрий Коваленко осветил вопрос подготовки и проведения презентации бизнес-проекта. Спикер подробно описал этапы презентации, начиная с описания проекта и его ключевых преимуществ, продолжив анализом рынка и конкурентов в цифрах и заканчивая бизнес-моделью и ответом на вопрос, как возвратить деньги инвестору. Основным посылом Дмитрия было показать аудитории наглядность и действенность таких инструментов, как формирование финансового плана и прогноза роста прибыли. В рамках развития в России венчурной индустрии важно продать инвестору ожидания и доказать свою незаменимость на рынке. Как опытный предприниматель, он охотно делился рекомендациями для достижения главной цели презентации – заинтересовать инвестора. По мнению спикера, хорошо работает возможность дать потенциальному партнеру или инвестору подержать продукт или изделие в руках, ощутить важность проекта через тактильные ощущения или визуально.

Третий мастер-класс касался темы трудоустройства, и провели его специалисты по подбору кадров ТОАЗа: Юлия Емелюшина и Юлия Аветисян, рассказавшие участникам о том, как произвести выгодное впечатление на работодателя и как правильно отразить свои профессиональные навыки, чтобы работодатель не только захотел пригласить кандидата на собеседование, но и сделал предложение о работе.

Один из кураторов проекта, предприниматель и бизнес-тренер Ариф Гаджиев, характеризует программу «Химия опыта» как нечто особенное на рынке бизнес-образования: «Я такого еще не встречал, чтобы в рамках социального проекта в промышленном городе выступали спикеры высокого уровня. И это учитывая, что для жителей Самарского региона программа совершенно бесплатна! Думаю, что «Химия опыта» станет огромным плюсом в багаже социальных проектов корпорации «Тольяттиазот» и сподвигнет и другие предприятия как города, так и страны внедрять эту практику дальше. Стратегия работы с населением в подобном ключе есть только у крупных зарубежных концернов. Сейчас можно сказать, что тольяттинский завод идет на шаг впереди в отношении социальной адаптации населения категории 50+. Судя по заинтересованности участников, программа действительно очень востребована и актуальна».

Найти себя на новом этапе

В перерыве между мастер-классами нам удалось поговорить с участниками и послушать их мнение об участии в «Химии опыта». Так, экс-предприниматель Александр Яштынгин – в данный момент фрилансер. Однако он имеет опыт запуска нескольких проектов по поставке оборудования и производству энергосберегающих световых приборов. Будучи резидентом Тольяттинского бизнес-инкубатора, он работал и с партнерами, и с инвесторами. Александр отметил, что занятия в «Химии опыта» проходят интересно, спикеры дают много знаний из теории, обновляя его представления о бизнес-процессах сегодняшнего дня. В специальной группе в интернете выкладываются лекции, учебные материалы и чек-листы, которыми можно воспользоваться, если занятие пропустил.

Ему уже хочется больше прагматической части, разбора кейсов из предпринимательской практики. Сам Александр готов представить несколько идей для разбора и оценки спикерами: «Сейчас у меня предпенсионный период, и совсем скоро времени станет больше, появится возможность проанализировать свой бизнес-опыт, пройти аудит и выйти на новый уровень. Знаю, что большинство участников либо готовы открыть новый бизнес, либо хотят поучаствовать в реализации какого-то перспективного проекта. «Химия слова» для таких, как мы, очень полезна и своевременна».

Эксперт в области туристического рынка и гостеприимства, предприниматель Ирина Канаева рассказала, что ее заинтересовала тема профессиональной переориентации и занятости людей на новом этапе жизни: «Подойдя к этому возрасту, наше поколение оказалось «в свободном полете». Появилась потребность понять, как дальше жить и как использовать свои имеющиеся ресурсы – человеческие, личные, профессиональные». По ее мнению, сейчас сфера туризма переживает непростые времена: туристы переходят на онлайн-бронирование, стараются путешествовать самостоятельно. Существенно меняются объемы и структура рынка. Ее коллеги отмечают возрастание интереса населения к экологическим и гастрономическим турам, к проведению местных поездок с дегустациями. «Люди стареют медленнее, все хотят качественно и долго жить, вести здоровый образ жизни, и получение новых навыков держит сознание человека и его организм в тонусе. Мне нравится заниматься английским, прокачивать навыки управления. Моя жизнь не стоит на месте, я всегда учусь – сейчас получаю образование по специальности «сомелье» в московском вузе. «Химия слова» дает мне набор инструментов и показывает вектор моего движения вперед».

Другие участники, присоединившись к разговору, поделились тем, что для них проект «Тольяттиазота» дал возможность не чувствовать свой возраст, получить «второе дыхание» и задуматься о востребованности в новом качестве – предпринимателя или эксперта в своем деле. «Даже если мы не создадим свой бизнес, то можем поделиться знаниями со своими детьми, близкими, помочь им советом», – добавил один из участников.

Иван Гуренков, заместитель директора по управлению персоналом, вопросам мотивации и обеспечения персоналом ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» считает, что значимость проекта и состоит в расширении кругозора участников, предоставлении им необходимой информации: «От того, насколько жители города образованны, от того, насколько много у них есть возможностей для продвижения, зависит и развитие самого города, его будущее, его перспективы. Именно поэтому «Тольяттиазот» так активно участвует в социальных программах, активно их продвигает, реализует».

Подошел к завершению насыщенный воскресный день мастер-классов, а «Химия опыта» будет и дальше продолжать формировать новый опыт вместе со своими участниками. Проект продлится до конца мая.

газета “Панорама Самарской области”

лекция для людей старше 50 лет